Во время Первой мировой войны этот термин был очень распространен – так называли причудливо разрисованные художниками суда. Настолько причудливо, что корабли становились похожи на картины, созданные в стиле кубизма.
К 1917 году император Германии кайзер Вильгельм II начал чрезвычайно успешную морскую кампанию: более одной пятой британских судов снабжения были потоплены немцами, чьи подводные лодки получали приказ уничтожать любое судно – даже корабли-госпитали.
Прятать от врагов корабли было делом крайне сложным, поскольку цвета моря и неба постоянно менялись. Обсуждались такие идеи как применение зеркал, использование брезента, рассмаривались и другие варианты сокрытия судов однако они все были отклонены и признаны неосуществимыми. Прежде всего – из-за невозможности скрыть дым от труб судна. Наконец, решение нашлось. Оно было обозначено словом dazzle (ослеплять), а предложил его известный художник и глава британского Королевского военно-морского добровольного резерва Норман Уилкинсон.
Главное отличие его идеи от других заключалось в том, что нужно пытаться замаскировать не сам корабль, а его местоположение и направление. Уилкинсон нашел решение: это должны быть корабли, расписанные разноцветными геометрическими узорами.
Во многих фильмах про войну можно увидеть, что, когда подводная лодка атакует корабль, один человек дает координаты судна, используя перископ, а второй нажимает на кнопку, выпуская торпеду. В реальной жизни все гораздо сложнее. Субмарина должна была находиться не ближе, чем на 10 футов и не дальше, чем на 6 тысяч футов с небольшим. Положение корабля и место, где он будет находиться, когда будут запущены торпеды, должны были оцениваться с использованием размера, обычной скорости корабля и направления, в котором он движется. И вот здесь вступает в игру ослепляющий камуфляж (dazzle).
Яркие цвета, необычные формы и изогнутые линии заставляли врага напрягать зрение и сбивали его с толку – определить форму, размер и направление корабля в этом случае становилось весьма сложно. Кстати, в природе нечто подобное можно наблюдать у зебр - их полосы на теле так же сбивают с толку хищника, которому непросто понять, в каком направлении движется животное и тем более - целая группа.
В мае 1917 года первый «ослепляющий» корабль британского флота был отправлен на испытания. Местные парусники и береговая охрана должны были доложить о его местоположении. Ослепление сработало блестяще. После первоначального испытания было разрисовано около 400 военных кораблей, а также 4 тысячи британских торговых судов.
Идея художника и морского офицера Уилкинсона оказалась столь удачной, что такое раскрашивание кораблей поставили на поток, даже появились типовые виды раскраски для определенных типов судов. К работе подключили и других художников, ведь объемы были огромные.
Абстрактные рисунки, изображённые на кораблях, очень напоминали модернистскую волну живописи того времени, ставшую популярной среди таких художников, как Пикассо. Некоторые из живописцев стали применять «ослепление», рисуя той же техникой, но уже не на кораблях, а на холсте.
Интересно, что во Второй мировой войне такую маскировку уже практически не использовали – тем более что постепенно стали появляться более усовершенствованные методы определения координат и направления судов (в том числе - электронные приборы), на которые подобные узоры не могли повлиять. Впрочем, немецко-фашистские войска иногда все же использовали некое подобие ослепляющего камуляжа – например, рисовали на бортах своих крупных судов яркие силуэты более мелких либо закрашивали оконечности кораблей.
Более ста лет спустя нью-йоркский художник Тауба Ауэрбах создал еще один «ослепляющий» корабль: Нью-йоркский художественный фонд поручил живописцу разрисовать легендарный пожарный катер Джон Дж. Харви. Это один из самых мощных из когда-либо построенных катеров для тушения возгораний, который, кстати, использовали и при устранении последствий трагедии 11 сентября 2001 года.
Художник Тобиас Ребергер также спроектировал корабль dazzle, аналогичный судну эпохи Первой мировой войны, которое теперь можно увидеть в Сомерсет-Хаусе на реке Темзе в Лондоне. Он также нарисовал целое «ослепляющее» кафе, выиграв премию «Золотой лев» на Венецианской биеннале.
А венесуэльский художник Карлос Крус-Диес разрисовал в таком стиле судно Эдмунд Гарднер. Оно стоит в сухом доке в Ливерпуле как городской памятник.
Кстати, в Имперском военном музее в Лондоне можно увидеть плакаты, одежду, подушки, сумки и другие предметы, сделанные в «ослепляющем» стиле кораблей Первой мировой войны.