Параскева Пятница, Святая Анастасия и другие святые, у которх просят заступничества женщины в православии и католичестве
475
просмотров
Всем святым может молиться кто угодно и о чём угодно, но есть традиция — группам людей выбирать себе покровителя. Если речь идёт о женщинах, то обычно — покровительницу. Но и покровительниц тоже делят между собой разные женские, так сказать, коллективы — что в православии, что в католичестве.

Параскева-Пятница

Одной из главных покровительниц женщин в русской деревне считалась Параскева, в ведении которой, как считалась, пряденье и ткачество — те два женских занятия, которые направлены не только на обслуживание семьи, но и на финансовое самообеспечение. Считалось, что эта святая также запрещает женщинам по пятницам (в один из постных дней) работать — по крайней мере, именно что прясть и ткать.

Нельзя было в пятницу также мыть и причёсывать волосы (вероятно, слишком похоже на работу с нитью). Ту же, что запретов не соблюдает, Параскева может наказать: запутать ей пряжу, ослепить и даже содрать кожу. Трудно сказать, какая именно святая Параскева, по мнению деревенских жительниц, проверяла соблюдение пятницы. Может быть, Параскева Полоцкая, дочь витебского князя, умершая в тринадцатом веке. Может быть, одна из античных мучениц.

В любом случае, учёные считают, что на её образ наложилась чуть ли не память о богине Мокошь — особенно с учётом того, что эта богиня ассоциировалась с землёй, а в пятницу мужикам запрещалось землю тревожить, то есть пахать.

Картина Ивана Казакова.

Святая Анастасия

Эта святая у православных женщин считалась помощницей во всяком женском труде, включая — особенно — беременность, роды и повивальное дело. Ей молились, чтобы получить помощи, но порой вела себя святая, по поверьям, так же сурово, как Параскева: она следила за тем, чтобы женщины свято блюли воскресенье, не выполняя в этот день обычной женской работы. То есть, нельзя было не только прясть и ткать, но и стирать бельё, и готовить: всё надо было сделать заранее. Нельзя было трудиться и в день почитания Анастасии. Её также поминали как Святую Неделю (где неделя — синоним воскресенья).

Интересно, что официальная биография никак не привязывает Анастасию к женщинам и женскому труду. Римлянка, дочь тайной христианки, ученица святого Хрисогона, Анастасия тайно посещала брошенных в тюрьму христиан, принося им еды и слова утешения и перевязывая им раны (кстати, знахарки в деревнях также молились Анастасии как покровительнице целительства). Когда Хрисогона казнили, Анастасия отправилась в странствия, врачуя христиан в разных краях. Наконец, её схватили, пытали и сожгли на костре.

Картина Фирса Журавлёва.

Жёны-мироносицы

Мария Магдалина и женщины, которые пришли вместе с нею ко Гробу Господню, зовутся жёнами-мироносицами. Именно Магдалине воскресший Христос явился первой и попросил всем сообщить о его воскресении. Жёнам-мироносицам посвящена целая праздничная неделя; на юге России она называлась Маргоськина. По русской традиции, эти дни женщины праздновали как свои и кумились — то есть подтверждали свою дружбу, подобно тому, как братались мужчины. Кроме того, на юге России казачки в эти дни жили “шиворот-навыворот” — оставляли хозяйство на мужей и шли в кабаки, куда обычно им путь был заказан.

На Маргоськиной неделе ни один кубанский казак не решался зайти в кабак — женщины считали полностью вправе осмеять его, оскорбить или даже наградить затрещинами. Казачки в эти дни больше веселились своей свободе, чем действительно напивались: плясали, пели задорные (агрессивные, оскорбительные или непристойные) песенки и, как и на севере, сестрились друг с другом. По окончании праздничных дней жёны, как ни в чём не бывало, возвращались к своей обычной жизни. Маргоськина неделя рассматривалась ими как законный отпуск и способ спустить пар на год вперёд.

По легенде, одной из мироносиц, Марии Магдалине, молились в католичестве неверные жёны, прося её заступничества перед Христом. Считалось, что Богородицу — которую просили о заступничестве всякого другого рода — просить об этом стыдно.

Большую часть года кубанские казачки держались строго, но на Маргоськиной неделе им было лучше не попадаться.

Святая Вальпурга

Из-за того, что, по поверьям, в ночь на праздник святой Вальпурги гуляют на шабашах ведьмы, многим также кажется, что Вальпурга была ведьмой. Но это — самая обычная католическая святая, при жизни — англичанка родом из дворянской семьи. Согласно официальной биографии, с одиннадцати до тридцати семи лет она обучалась в монастыре и Библии, и богословию, чтобы иметь возможность проповедовать, когда перестанет быть интересной мужчинам в силу возраста.

С миссией она отправилась в языческую тогда Германию, где уже проповедовали два её брата. Она стала настоятельницей обоеполого монастыря (тогда такие существовали, хотя, понятное дело, мужчины и женщины жили раздельно) и очень скоро обрела большое влияние. После её смерти о помощи Вальпургу стали просить по самым важным вопросам: чтобы не напали на море пираты и шторм, чтобы предотвратила неурожай и голод, но, главное, Вальпурга стала считаться покровительницей акушерок, целительниц, рожениц и больных, особенно — женщин.

Святая Вальпурга.

Святые Феврония, Анна и Елизавета; блаженная Лаура

Речь идёт о княгине, матери Богородицы и жене пророка Захарии. Эти разные женщины прославились долгим браком и благочестием, поэтому в православии им молятся, прося мира, любви и верности в семье. На деле, им молятся усердно только женщины, чьи мужья практикуют насилие в семье или изменяют.

А покровительницей покинутых жён в католичестве считается маленькая аргентинка Лаура Викунья. Она умерла в двенадцать лет: её избил отчим из-за настойчивых просьб венчаться с её матерью, а не жить в грехе. За два года до того в школе для девочек Лаура пыталась попросить монашек взять её в монастырь, но ей отказали; тогда девочка приняла личный обет нищеты и целомудрия. Отчим убил её, когда Лаура приезжала домой на каникулы.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится