Павел Акимович Овчинников родился в 1830 году в Подольском уезде и был крепостным князя Волконского, но от обычной участи крепостного его спасли рано и необычайно ярко проявившиеся способности к рисованию. Его брат давно получил вольную и держал мастерскую золотых и серебряных дел в Москве.
Павел присоединился к нему в качестве подмастерья, а спустя восемь лет смог и сам получить свободу. Овчинникову повезло и еще раз – его избранница получила неплохое приданое, которое он успешно вложил в развитие собственного ювелирного предприятия. Спустя четыре года оборот его предприятия достиг полутора миллионов рублей.
Впервые он продемонстрировал свои работы в 1865 году на выставке мануфактурных произведений. Впрочем, там он был скромен и представил изделия для богослужений по рисункам академика Борникова.
А дальше – бесконечная лестница успеха. Фабрика Овчинникова принимает участие в крупнейших выставках в России и за рубежом, неизменно получая высокие награды, а вскоре становится поставщиком императорского двора. Фабрика получила право использовать в своих изделиях государственный герб.
В Париже ювелир завоевал серебряную медаль за письменный прибор, посвященный освобождению крепостных в 1861 году.
О нем писали – «Овчинников известен всей России, и эта известность приобретена им самим». Это было редчайшее сочетание энергичности, обаяния, упорства, предприимчивости, рационального ума и высокого художественного дарования. Он единолично управлял предприятием и значительные усилия прилагал для рекламы в России и за границей.
Овчинников был не просто успешным фабрикантом – он был настоящим популяризатором эмальерного дела. Никогда ранее фабричные изделия не покрывались столь сложными витражными эмалями.
Овчинников и его коллеги использовали самые разнообразные варианты применения эмалей – маленькие вкрапления или масштабные сложные орнаменты… Овчинников не боялся сочетать эмаль с чернью и другими способами декорирования.
Кроме того, он смело экспериментировал со стилями, интерпретируя, к примеру, шинуазри и другие ориентальные направления. Правда, заигрывая с темой «востока», не забывал он и о корнях – например, для политехнической выставки 1872 года был создан роскошный сервиз с видами Москвы.
В то же самое время в декоративно-прикладном искусстве сформировалось устойчивое стремление к интерпретации русских национальных мотивов. Гравюры с видами городов, сюжеты из русской истории, лубки и орнаменты – спектр незаслуженно забытых художниками образов был так велик, что каждый мог найти в недрах русской культуры что-то близкое его вкусам.
Павел Овчинников искусно сплетал «древнерусские» мотивы с восточными, добиваясь выразительной и впечатляющей пластики линий. Овчинников и его мастера изучали опыт ювелиров допетровской эпохи, чтобы получить нечто оригинальное и при этом «подлинно русское», вели экспериментальные разработки новых техник создания эмали.
Так именно на фабрике Овчинникова после долгих поисков была восстановлена, казалось бы, давно и безвозвратно утраченная техника перегородчатой эмали – впрочем, широкого распространения она не получила. Зато оконная, или витражная эмаль, которую крайне редко использовали и в России, и на Западе, была развита именно мастерами Овчинникова.
Фабрикант ничуть не скрывал достижений и исследовательских изысканий своего предприятия, охотно делился находками и научными сведениями в своих книгах.
К тому же он сотрудничал со многими известными художниками своего времени, например, Лансере.
Национальный колорит изделий Овчинникова ценили иностранцы, заезжавшие в Москву или Санкт-Петербург, где располагались магазины фабрики.
Вернуться в Париж без сувенира с клеймом фабрики Овчинникова? Невозможно! Сервизы, чаши, кубки, покрытые витражной эмалью, дарились на дипломатических встречах и подносились важным особам по всей Европе.
Но приоритетом работы фабрики оставалось создание церковной утвари – более шестидесяти лет храмы и монастыри обращались именно к фабрике Овчинникова. Элементы созданного мастерами фабрики убранства можно увидеть в соборе Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и храме Христа Спасителя в Москве.
Кроме того, Овчинников был хорошим управленцем и педагогом. Он стремился к тому, чтобы рабочие ни в чем не нуждались, а организация их труда и быта была на высоте. Свои взгляды он изложил в революционной для того времени книге «Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочих и учеников на фабриках и ремесленных заведениях».
Он одним из первых фабрикантов открыл ремесленно-художественную школу, на территории которой проживало сто тридцать учеников, которые на протяжении шести лет осваивали как общеобразовательные науки, так и рисунок, лепку, каллиграфию. Ученики школы регулярно получали награды на различных выставках, что свидетельствует о высоком уровне их подготовки. Ученики работали на фабрике, но выполняли лишь работу, связанную с их обучением и повышающую их мастерство. Строжайше запрещалось использовать подростков для выполнения черновых работ, уборки, обслуживания.
Его кончина не привела к гибели предприятия. Сыновья Овчинникова унаследовали его предприимчивость, любовь к экспериментам и чувство стиля. Работы, представленные ими в 1900 в Париже, заслужили немало комплиментов как новаторские и технически сложные. Фабрика была закрыта после революции, а ее имущество национализировано. Сейчас сохранившиеся изделия фабрики Павла Овчинникова продаются на аукционах за немалые деньги как в России, так и за рубежом.