Поэма о Беовульфе: эпическая поэзия англосаксов
В англосаксонском обществе были профессиональные поэты, называвшиеся скопами. Они появились в языческом обществе, но продолжили существовать и после крещения англосаксов. Англосаксонская поэзия уникальна тем, что рассказывала не только о подвигах героев, но и о деяниях святых.
Крещение и распространение грамотности повлияло на поэзию островитян. Многие стихотворения сочиняются для читателей, а не слушателей. Некоторые из образованных сочинителей предпочитали писать на латыни, а не родном языке. Другие приспосабливали свой английский к ритму латинских стихов, а также чередовали строки на английском и латыни.
Интерес к древней поэзии возродился в Англии в XVII веке. Но к этому времени уцелело мало стихотворных текстов, созданных до 1066 года. Сохранилось около 1000 англосаксонских рукописей. В 4 из них сохранились стихи и поэмы. Это манускрипт Юниуса, манускрипт Ноуэла, Эксетерская книга и Книга Верчелли.
Кодекс, названный Эксетерской книгой, сохранился в библиотеке Эксетерского собора. Часть ее страниц изрезана, вероятно, потому что книгу использовали как кухонную доску. Еще часть страниц была чем-то залита.
Кодекс Ноуэла сохранил текст поэмы «Беовульф». Он хранился в Коттонской библиотеке, где в 1731 году произошел пожар. К счастью, рукописи не погибла, хоть и пострадала. В 1780-е годы исландец Торкелин сделал два списка «Беовульфа». Рукопись «Беовульфа», сохраненная Торкелином, была издана в 1815 года в оригинале и переводе на латынь.
Манускрипт Ноуэла получил свое имя в честь Лоуренса Ноуэла, ученого XVI века, изучавшего литературу англосаксов. Его имя было написано на первой странице древней книги, вероятно, потому что она была его собственностью. Сама книга была создана около 1000 года.
В монастыре итальянского города Верчелли недалеко от Милана уцелела еще одна рукописная книга, получившая название Верчелльской. Вероятно, некий англосакс-паломник вез ее с собой, направляясь в Рим, и оставил в этом городе.
Четвертая книга, Кодекс Юниуса, получила свое имя от голландского ученого Франциска Юниуса, который получил ее от архиепископа Ашера. Позже Юниус передал кодекс в Оксфордский университет, где она хранится по сей день.
Отдельно в конце XVII века была найдена рукопись с фрагментом поэмы «Битвы в Финнсбурге». Это древняя поэма, рассказывающая о кровной вражде. Король данов Хнэф прибыл ко двору короля фризов Финна и был там убит. Люди Хнэфа сопротивляются, и Финн вынужден заключить с ними перемирие. Весной соратники погибшего короля собирают войско, захватывают дворец Финна и убивают его. Такова фабула древней английской поэмы.
В VII веке была создана поэма «Видсид» («Многостранствовавший»). Она представляет собой рассказ поэта о народах и королях, при дворах которые ему довелось побывать. Сначала поэт перечисляет славных правителей древности, включая Александра Великого, затем — народы и королей, которых он знал сам.
Поэма связывает прошлое англосаксов с другими германскими народами. В ней упоминается король Эрманарих, один из правителей «героического века» германцев. В другом месте поэт упоминает короля Хродгара и его зал Хеорот, которым предстоит появиться в «Беовульфе».
Сохранившиеся фрагменты поэмы «Вальдер» рассказывают о герое Вальтарии, известном из немецкой поэмы, написанной на латыни. Упоминаются в этой поэме неизменные герои германских сказаний Аттила (Этцель) и Теодорих.
Кэдмон и Кюневульф: христианская поэзия
В седьмом веке творили два поэта-христианина. Первым из них был живший в VII веке нортумбриец Кэдмон, история которого известна благодаря «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного. Кэдмон был пастухом, а ближе к старости принял постриг в монастыри Уитби.
Историк пишет, что Кэдмон пел о сотворении мира, других сюжетах из книги «Бытие», исходе иудеев из Египта. По легенде, сохраненной тем же Бедой, поэт получил свой дар после того, как во сне к нему явился ангел и приказал пропеть песнь о Сотворении мира. Эта песнь теперь известна, как «Гимн Кэдмона».
Поэмы, сохранившиеся в манускрипте Юниуса, посвящены библейским сюжетам. Это «Бытие», «Исход», «Даниил» и «Христос и Сатана». Иногда их называют «каноном Кэдмона».
Вторым автором христианских стихов был Кюневульф. Известны 4 его поэмы — «Юлиана», «Елена», «Христос», «Судьбы апостолов». Эти поэмы были созданы в VIII-IX веках. Кюневульфу приписывают авторство других христианских поэм, в частности, поэме об апостоле Андрее.
Так, сложились «Канон Кэдмона» и «Канон Кюневульфа». Первый в большей степени посвящен переложению ветхозаветных сюжетов, второй — Новому Завету и житиям святых.
В поэме канона Кэневульфа «Юлиана» рассказывается о судьбе христианской святой, жившей в IV веке. Она отказывалась выйти замуж за языческого правителя города Никомедия. За это Юлиана была подвергнута пыткам, которые выдержала с помощью ангела. В итоге девушке отрубили голову, а правитель Никомедии в страхе уплыл из города на корабле и погиб в море.
В поэме «Андрей» рассказывается, как апостол отправил в Скифию, где жили дикари-мирмидоняне, чтобы спасти святого Матфея. В городе мирмидонян Андрей спасает Матфея и проповедует язычникам. В итоге наводнение уничтожает часть мирмидонян, а выжившие принимают крещение.
Сохранился рассказ, как епископ Ассер во время обучение принцев королевства Уэссекс пообещал подарить книгу английской поэзии тому из них, кто быстрее всех запомнит ее содержание. Привлеченный красивым видом заглавной буквы в книге юный Альфред (будущий король Альфред Великий) внимательно слушал наставника и сразу же запомнил зачитанные им стихи. Хотя Ассер не говорит, какие стихи были в этой книги, можно быть уверенными, что он читал юным принцам образцы христианской поэзии.
Битва при Мэлдоне: исторические песни
Последние эпические песни англосаксонской литературы, созданные в X веке, были посвящены реальным битвам. Имена героев этих песен известны из других источников — хроник и королевских грамот.
«Битва при Мэлдоне» повествует о сражении, которое произошло в 991 году в южной Англии. Оно известно и из Англосаксонской хроники. Фабула поэмы такова. Датчане высадились в Англии, где их встретило войско элдормена Бюрхтнота. Захватчики не могли перейти разлившуюся реку, тогда их предводитель предложил Бюрхтноту отступить от берега, чтобы дать им перейти и сразиться в честном бою. Гордый элдормен согласился. В последовавшей битве англосаксы были разбиты. Сам Бюрхтнот храбро сражался и погиб. Элдормен был покровителем монастыря Эли, куда доставили его тело. Предположительно, монах этой обители и написал поэму.
Поэма «Битва при Брунанбурге», напротив, рассказывает о великой победе, которую одержал король Этельстан над объединенной армией викингов и ирландцев.
После завоевания Англии Вильгельмом Нормандским англосаксонская культура пришла в упадок. Новая литература создавалась под влиянием французских традиций. А интересно к англосаксонскому прошлому и его литературе возродился уже в Новое время.