Пимен Орлов: как помощник бродячего художника-маляра стал учеником Карла Брюллова и одним из лучших портретистов Европы
0
0
670
просмотров
История русского искусства знает немало имен живописцев, вышедших из простого народа. Один из таких - гениальный русский портретист Пимен Никитич Орлов, выходец из крестьян, который благодаря упорству и самообразованию смог поступить в Императорскую Академию Художеств, стать лучшим учеником Карла Брюллова, прожить всю жизнь за границей и снискать мировую славу и себе и отечеству.
Автопортрет.(1851год). Автор: П. Орлов.

Пимен Орлов (1812-1865) родом из глухого хутора Воронежской губернии. Отец одаренного мальчика был мельником, и на жизнь ему приходилось добывать средства на жизнь тяжким трудом. Поэтому и мечтал он, что сын, когда вырастет, станет ему помощником. Но с раннего детства у Пимена очень сильно проявилась тяга к рисованию, и ни о какой другой профессии он думать не хотел. Бедные родители, к сожалению, не в состоянии были дать сыну художественное образование. Поэтому совсем юным, Пимен Орлов покидает отчий дом и идет в подмастерье к бродячему маляру-художнику, который ходил из селения в селение, художеством зарaбaтывая себе на жизнь.

Портрет итальянского мальчика-пастуха с флейтой. Автор: П.Орлов.

Нужно отметить, что по тем временам малярами называли не только обычных красильщиков, но и художников-самоучек, которые нередко расписывали сельские церквушки, выполняли декоративную роспись в хоромах помещиков, а также писали их портреты.

К такому мастеру и прибился Пимен, странствуя с которым, быстро приобрел навыки в рисовании. А желание совершенствоваться заставило будущего художника сменить не одного такого учителя-самоучку. И пройдет не так много времени как Орлов уже сам сможет брать заказы на выполнение икон и живописных портретов местных богачей.

«Портрет неизвестной в придворном русском платье». Эрмитаж. Автор: П.Орлов.

А однажды посчастливилось будущему художнику познакомиться с предводителем дворянства помещиком Гладким. И, как известно, случайных встреч не бывает, а эта была особенно значимой в жизни Пимена. Богач, увидев его работы, решил помочь юному дарованию, отправив в Санкт-Петербург и оплатив образование в Академии художеств. Воистину это был царский подарок судьбы - сбылась мечта бедного деревенского парня.

Портрет итальянской девочки-пастушки с бубном. Автор: П. Орлов.

Повезло Пимену и с преподавателем в академии - сам Карл Брюллов был его наставником. И уже спустя два года студент Орлов был награжден первой серебряной медалью за достижения в портретной живописи.

Софья Васильевна Орлова-Денисова. Автор: П. Орлов.

И нужно сказать, что выбор жанра был не случаен. Портретная живопись Брюллова в середине 19 столетия имела большой успех и ценилась очень высоко. И многие коллеги живописцы, в том числе и ученики, подражая великому мастеру, писали в его манере. Пимен Орлов также не был исключением. Впитывая знания словно губка, он быстро перенял стиль и манеру учителя в портретном жанре и имел достаточно солидные заказы от знатных господ Петербурга. Это и позволило бедному художнику в студенческие годы иметь деньги на вполне сносное существование.

«Напутствие великого князя Михаила Тверского». (1847 год). Тверская картинная галерея. Автор: П. Орлов.

К 1837 году Пимен Никитич заканчивает академию, получив при выпуске серебряную медаль первой степени и звание свободного художника. А спустя четыре года ему представилась возможность поехать за границу, для изучения мирового искусства. Поселившись в Риме, трудолюбивый мастер очень быстро приобретает популярность художника жанровых картин, а также талантливого портретиста.

«Итальянка с цветами». (1853 год). Иркутский художественный музей. Автор: П. Орлов.

Он пишет картины в традиционном итальянском стиле классицизма, в котором преувеличивалась и красота в изображении персонажей, и самой окружающей обстановки. А постоянные заказы от местных состоятельных людей были очень важны для художника, потому как портреты по-прежнему были основным источником его дохода. И лишь спустя несколько лет по приезду в Рим, художнику была назначена правительством Николая I пенсия в размере 300 рублей в год.

Портрет великой княгини Анны Павловны. Автор: П. Орлов.

И художник из года в год отправлял на родину свои работы, за которые и получил в 1857 году звание академика портретной живописи. Трудясь не покладая кистей, кропотливо прописывая до мельчайших деталей свои полотна, у живописца проявилось заболевание глаз. Это и послужило причиной того, что в назначенный срок отъезда домой, он решил не возвращаться в Россию. Правление Академии художеств дало свое разрешение на дополнительный срок пребывания за границей, и художник, прожив в Италии еще 16 лет, там и умер.

Творческое наследие П. Н. Орлова

Творческое наследие П. Н. Орлова «Неаполитанка». (1839 год). Херсонский художественный музей. Автор: П.Орлов.

Картины Пимена Орлова, снискавшие признание современников, выполнены в лучших традициях русской и итальянской классической живописи. Мягкий, мастерски подобранный колорит, эффектность освещения, тщательная проработка деталей являются художественным почерком мастера. Основная часть его произведений - реалистичные портреты, и жанровые сцены из жизни римлян. Хотя есть у Орлова полотна исторической тематики и пейзажного жанра.

Убийство Михаила Тверского. Автор: П.Орлов.
«Портрет Марии Аркадьевны Бек». (1839 год). Третьяковская галерея. Автор: П. Орлов.

Львиная доля творений Пимена Никитича после его смерти так и осталась в Италии,
но высоко ценились работы мастера и в России. Так, картины «Молодая римлянка у фонтана», «Итальянское утро» были куплены самим императором Николаем I, а множество других стали достоянием отечественных коллекций и музеев.

«Октябрьский праздник в Риме». (1851 год). Третьяковская галерея. Автор: П. Орлов.
Портрет А.В.Третьякова. (1851 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: П.Орлов.
Портрет молодой итальянки. Автор: Пимен Орлов.
А.И.Лорис-Меликов с женой и итальянским мальчиком. Автор: П.Орлов.
Портрет девушки с веером. (1859 год). Автор: П.Орлов.
«Групповой портрет сестер: писательницы графини Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир, художницы Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной и Евдокии Васильевны Петрово-Соловово». (1847 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: П. Орлов.
Девушка-итальянка, полощущая белье. (1848 год). Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей. Автор: П.Орлов.

В нынешнее время художественное наследие художника через аукционы разошлось по частным собраниям западноевропейских коллекционеров. Ну а те работы, которые оказались в России - хранятся в Русском музее, Третьяковке, Эрмитаже во многих музеях России и странах СНГ.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится