Почему автопортрет Дюрера в образе Христа стал причиной скандала и недовольства в мире искусства
937
просмотров
Трудно понять, каковы были намерения того или иного художника, когда он создавал свои работы. Именно поэтому учёные, историки и искусствоведы на протяжении долгих лет пытаются разгадать эту тайну. В случае Альбрехта Дюрера было много споров о точном намерении художника с его знаменитым автопортретом 1500 года, вокруг которого до сих пор не утихают страсти.

Альбрехт родился в 1471 году в немецком городе Нюрнберге. С одиннадцати лет он работал подмастерьем у своего отца-ювелира, который научил его бесценным навыкам рисования и гравюры, которые впоследствии сыграли решающую роль в его карьере художника. Талант и слава Альбрехта в раннем возрасте также были результатом значительной удачи. Поддержка его крёстного отца, Антона Кобергера, одного из самых успешных издателей того времени в Германии, означала его немедленное и лёгкое признание как писателя и печатника. Кроме того, обучение Дюрера было не чем иным, как экстраординарным. Его трехлетнее ученичество в возрасте пятнадцати лет под руководством ведущего художника и гравёра Нюрнберга Михаэля Вольгемута познакомило его с искусством гравюры на дереве, в которой он позже преуспел.

Автопортрет Альбрехта Дюрера, 1498 год.

Естественно, вся эта удача, опыт и образование привели молодого Альбрехта к мгновенному художественному успеху. После продолжительных путешествий по некоторым культурным столицам мира Дюрер начал по-настоящему оттачивать своё мастерство. В частности, его поездка в Италию и Нидерланды в начале 1490-х годов познакомила художника с захватывающими инновациями и новыми формами художественного выражения, которые повлияли на его творческую практику. На тот момент, когда Альбрехт с триумфом вернулся в Нюрнберг со своей невестой Агнес Фрей, он был уже довольно-таки известным художником и независимым гравёром.

Автопортрет с чертополохом, 1493 год.

Возвращение в Нюрнберг также ознаменовало открытие собственной мастерской Альбрехта Дюрера, где он сосредоточился на производстве гравюр на дереве. Как правило, считается, что он больше сосредоточился на гравюрах, а не на картинах маслом, потому что изготовление гравюр было значительно проще и гораздо прибыльнее. Эта практика позволила ему укрепить своё имя как исключительного художника по всему континенту, потому что его гравюры были гораздо более высокого качества, чем те, которые распространялись в Германии. Кроме того, гравюры могли широко распространяться, в отличие от картин маслом.

Эскиз автопортрета, Альбрехт Дюрер.

Дюрер хорошо знал, что картины - вещь одноразовая: в большинстве случаев они предназначены для продажи и восхищения одним человеком. Поэтому он, естественно, тяготел к производству и продаже своих гравюр. Как оказалось, это было чрезвычайно выгодное решение, поскольку он регулярно получал заказы и даже выполнял проекты для императора Священной Римской империи Максимилиана I.

Четыре всадника из Апокалипсиса Альбрехта Дюрера, 1498 год.

Художественное мастерство и религиозные элементы «Автопортрета» 1500 года неоспоримы. И всё же произведение Дюрера исторически признано чем-то менее благочестивым. Интересно то, что работа привлекла относительно мало внимания во время первоначального выпуска портрета. Удивительно, но Альбрехт и его портрет были заклеймены как богохульные триста лет спустя. Что могло измениться за это время? В основном его интерпретация.

Многие, если не большинство интерпретаций, которых зритель придерживается в отношении произведений искусства, приходят к нам из области истории искусства и искусствоведения. Эти дисциплины, как правило, возникли во второй половине XVIII века и были закреплены в общественном дискурсе как академические области в течение XIX и XX веков. Понимание этой концепции имеет решающее значение, потому что первым делом для любого потенциального историка искусства или критика, независимо от их исторического контекста, является наблюдение.

Алтарь Паумгартнеров: Рождение Христа, Альбрехт Дюрер, около 1500 года.

Когда историки искусства смотрели на автопортрет Альбрехта Дюрера 1500 года, все они видели подделку позднего северного средневекового изображения Иисуса Христа. Более конкретно, Дюрера можно увидеть смотрящим прямо с холста на зрителя, в положении лицом вперёд, от талии вверх и в идеальной симметрии к холсту. Кроме того, он носит длинные и слегка вьющиеся волосы золотисто-коричневого цвета, оттенка, отличного от его собственного естественного пигмента. Его правая рука изогнута в интригующем жесте, в то время как левая придерживает воротник. Наконец, золотая надпись, украшающая простой фон, несёт уникальное послание: «Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, сделал своё изображение в соответствующих (вечных) цветах в свой двадцать восьмой год».

Четыре апостола, Альбрехт Дюрер, 1526 год

Все эти композиционные элементы намеренно указывают на образ Спасителя. Нет никаких споров вокруг того факта, что Дюрер написал свой портрет в одной из самых узнаваемых стилистических традиций, зарезервированных для фигуры Иисуса Христа. Эта стилистическая традиция упоминается как Христос Пантократор и считается одним из наиболее узнаваемых художественных стилей в христианской иконографии. Этот метод религиозных образов был довольно широко распространён в Средние века и может быть найден во многих фресках и мозаиках, а также в большинстве изображений Христа в греческой и восточной православной христианской традиции.

Тот самый скандальный автопортрет, Альбрехт Дюрер, 1500 год.

Во времена Альбрехта считалось, что существует письменное свидетельство о фигуре Христа. Как и ожидалось, Дюрер стилизовал себя по образу, приведённому в описании, изменив, например, оттенок своих светлых волос на цвет спелого ореха.

Остаётся открытым вопрос, почему Альбрехт сознательно изобразил себя в манере, предназначенной исключительно для религиозного деятеля. Публика наверняка воспримет такой шаг как проявление откровенного высокомерия. Удивительно то, что во время выхода портрета было не так уж много возмущений и шума, как могло показаться на первый взгляд. Это предполагает, что Дюрер написал свой портрет как форму упражнения для личной выгоды и для дальнейшего изучения художественных инноваций своего времени. Тем не менее большинство современников расценили работу Альбрехта как упражнение благочестивого человека, создающего образ в очень распространенной традиции «Подражания Христу»: религиозная практика следования по стопам Христа.

Детали с автопортрета Альбрехта Дюрера, 1500 год.

Однако, когда искусствоведы начала XIX века, такие как Мориц Таузинг, проанализировали произведение, они обнаружили, что вместо того, чтобы Дюрер имитировал образ Христа, каждое изображение Христа после Дюрера было скопировано с его собственного изображения. Это означает, что «Автопортрет» Альбрехта был настолько уважаемым и влиятельным в то время, что он стал основой для любых последующих изображений религиозных деятелей. Это был колоссальный подвиг и своего рода успех. Однако, когда в конце XIX и начале XX века зрители, принадлежащие к движению христианского возрождения, пересмотрели это изображение, они обнаружили, что оно не имеет никакого отношения к той божественной силе, которая была у Христа. Известный историк искусства Эрвин Панофский даже назвал автопортрет Альбрехта «богохульным».

Слева направо: Сальватор Мунди, Леонардо да Винчи, около 1500 года. \ Христос Пантократор из монастыря Святой Екатерины на горе Синай, около середины VI века.

К сожалению, вряд ли зритель когда-нибудь узнает о том, насколько точными были высказывания и заключения историков искусства XIX и XX веков, поскольку их работы остаются в значительной степени спекулятивными. Однако, основываясь на некоторых известных фактах о жизни Альбрехта Дюрера и композиционных элементах картины, можно попытаться сделать обоснованное предположение. Всеобъемлющее повествование, которое мы можем извлечь из «Автопортрета» 1500 года — это изображение уверенного в себе художника.

Автопортрет с бинтом, Альбрехт Дюрер, 1492 год

Как утверждал сам Дюрер, он завершил работу над произведением до достижения двадцатидевятилетнего возраста и уже много лет работал в качестве уважаемого художника в своей родной стране и других художественных центрах по всей Европе. Также можно с уверенностью предположить, что требуется особый талант, чтобы повлиять на целую стилистическую традицию, как это было у Дюрера и его портрета.

Автопортрет человек скорби, Альбрехт Дюрер.

Что можно узнать из произведения Дюрера, так это то, как история искусства влияет на повествование произведения искусства и его принятие публикой. Несмотря на существование или отсутствие каких-либо символических элементов или попыток подорвать религиозные верования и иконографию, «Автопортрет» Альбрехта Дюрера является произведением бесспорного художественного мастерства и превосходной композиционной красоты.

Читайте также о том, что представляли собой первые Музеи До-Модерна и почему в своё время они пользовались огромной популярностью среди коллекционеров и любителей поглазеть.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится