Япония — страна контрастов
Действительно, японский доспех — если оставить в покое его внешнюю красоту — на фоне привычных европейских выглядит довольно уныло. Можно даже сказать, убого. Лак и цветные шнурки — конечно, штуки красивые, но кожа и тонкое железо под ними — защита довольно слабая.
Только ли бедностью страны это вызвано?
Япония — страна раздора
Обделённая ресурсами Япония всё прошлое тысячелетие промучилась с постоянными сварами и раздорами феодальных властителей. Страну восходящего солнца преследовали целые столетия внутренних усобиц.
Постоянно требовались оружие и доспехи, но делать их приходилось буквально из фигни и палок — только для того, чтобы в нужный момент нашлись хотя бы такие!
Голозадые асигару несколько веков бегали в бой только в набедренной повязке-фундоси, тапочках и, может быть, шлеме. Что-то похожее на броню появилось у них веку эдак к пятнадцатому. Слишком уж дорого!
Эволюция доспеха
Исторически японский благородный воин — конный лучник. Доспех ему требовался в основном для защиты от других лучников. Значит, если доспех отклоняет стрелы, понижает шанс пробития и не мешает стрелять в ответ, это уже хороший доспех.
Продержалось такое положение века. Серьёзные перемены оформились примерно к XVI веку, когда по Европе уже вовсю применяли вполне приличное стрелковое оружие.
Плохим клинком о плохой доспех
Назвать японское железо хорошим нельзя при всём желании. Самурайский клинок запросто можно не то что сломать, а чуть ли не разбить. Если школа боя требует в основном щадящих меч режущих ударов, доспех с хорошей защитой от порезов уже достаточен.
Комбинация тонких железных пластинок, толстой кожи и шнурков вполне прилично защищает от настолько плохого оружия.
Конец халтуры
Триумфальное прибытие в Японию португальских кирас и порохового оружия решило судьбу японского доспеха. Местное железо при добавлении ему толщины до пулестойкости превращало кирасу в почти десятикилограммовое изделие. Эффективно двигаться в манёвренном японском бою под столь тяжёлой защитой было настолько сложно, что броня попросту начала вымирать.
Привозное — очень дорого, своё — не годится, куда ни кинь — всюду кромешная безысходность.
Последние из могикан
Свой последний бой японский традиционный доспех принял во второй половине XIX века. Имел он к тому времени больше символическое значение — как одна из «духовных скреп» ревнителей старины. Эффективность кольчужных безрукавок и рубашек скрытного ношения резко выигрывала. Тем более, что оппонент и пальнуть из револьвера запросто мог.
Для своего времени и места она была приемлема. Сделать что-то большее при японском дефиците всего не представлялось возможным. Для внутренних свар даже такая защита становилась весомым аргументом на поле боя и повышала шансы выживания бойца.
Просто в силу особого японского пути задержалась она слишком долго.