В чем заключалась поломка, и почему удар спасал ситуацию
Причины очень просты и связаны с особенностью радиоаппаратуры тех времен. На самом деле их было немного – всего три.
Ламповая панель
Первые советские телевизоры работали за счет лампы. Когда она выходила из строя, ее просто заменяли новой. Чтобы проще было менять эту деталь, ее в схему не впаивали, а устанавливали на специальную панель – ламповую. Делали эту панель из особой керамики, а лампы крепили при помощи пружин.
Желание удешевить производство телевизоров взяло верх. Со временем керамику заменили пластиком. И в производстве проще, и по цене намного выгоднее. Не учли только, что пластик от разогревшейся лампы постепенно приходит в негодность. Он становится хрупким и начинает рассыпаться. За счет деформации происходит потеря контакта, соответственно, показывать телевизор не будет.
Если ударить по корпусу кулаком, лампа немного сместится, появляется контакт и возобновляется работа устройства. И так с периодическим успехом. Благо дело, что корпуса тогда были прочными.
Холодная пайка
В течение длительного времени сборка телевизоров происходила вручную. Все имеющиеся в нем контакты паялись паяльником. Чтобы увеличить производственные объемы, со временем запустили автоматическую пайку. Иногда в процессе «ножки» ряда деталей окислялись, поэтому качество пайки страдало. Постепенно окисление становилось больше и пропадал контакт. Удар по корпусу позволял сместить немного детали и возобновить контакт, правда, это помогало на короткий промежуток времени.
3. Микротрещины на плате
Дорожки на плате делали не из проводков, а из очень тонких полосок фольги. При механическом воздействии они часто обрывались. Иногда и в этих случаях удар давал возможность возобновить контакт, хоть и ненадолго. Более серьезные проблемы всегда требовали вмешательства мастера.
А что сейчас...
Современную технику таким образом вернуть к работе не получится, разве что окончательно разломать. Да и вообще в 99 процентах случаев проблема неисправности в том, что не ту кнопку нажали. И только около одного процента требует реального внимания мастера.