Во Франции есть великое множество достопримечательностей, и большинство из них мы сможем назвать, разбуди нас хоть ночью: Эйфелева башня, Елисейские Поля, Триумфальная арка… Но есть и те, о которых не грезят миллионы туристов и которые будоражат умы лишь малой части человечества. Безусловно, такой достопримечательностью «не для всех» является бывшая ткацкая фабрика в городе Мюлуз на северо-востоке Франции. Это территория исторической области Эльзас, которая, объединившись с еще несколькими регионами, теперь стала называться Гранд-Эст. Фабрика принадлежала братьям Шлюмпф, прославившимся тем, что почти все свои деньги они тратили на коллекционирование уникальных исторических автомобилей, коих к 1980-м годам скопилось великое множество.
Профсоюзы и рабочие фабрики не разделяли страсти братьев к раритетам, тем более что те были не очень щедры на зарплаты и прочие выплаты. В 1977 году за Шлюмпфами «пришли»: народ взбунтовался, и толпа пошла на фабричную контору, требуя денег и справедливости. Во время беспорядков несколько активистов решили устроить погром и даже сожгли уникальный Austin 7, но, к счастью, все вовремя сообразили, что перед ними настоящее богатство. Одних только Bugatti разных годов выпуска здесь была добрая дюжина. Братья же быстро собрались и в панике бежали на свою историческую родину в Швейцарию, а их сокровища стали основой для создания уникального музея. Среди его экспонатов — два довольно странных и своеобразных автомобиля, на табличках возле которых написано: Arzens.
Полюбивший плексиглас
Большинству знатоков автомобилей фамилия Арзен (а на описанных табличках указана именно фамилия) практически ни о чем не говорит. А жаль, ведь Поль Арзен был не только талантливым художником и дизайнером — он открыл миру такое понятие, как биодизайн. Спустя годы оно станет невероятно модным, а в 1930-е это была смелая фантазия из металла и стекла.
Арзен получил хорошее художественное образование и занимался монументальным искусством, создавая свои работы из алюминия, который был невероятно популярен у скульпторов. Меж тем особых успехов он в скульптуре не достиг, но зато научился кончиками пальцев чувствовать материал. Арзен гнул листы, закручивал их в причудливые фигуры шарообразной и сигарообразной формы. Особенно ему полюбился появившийся в те годы плексиглас, прозрачный и прочный, казавшийся художнику невероятно воздушным и дарящим ощущение свободы.
Уже почти перед началом Второй мировой Арзен всерьез увлекся живописью на пленэре и постоянно испытывал потребность в автомобиле, который мог бы стать ему надежным помощником и, возможно, даже передвижной студией. К счастью, под рукой оказался Buick, который художник и решил превратить в машину мечты. От американского автомобиля остались лишь рама да мотор с трансмиссией, а вот кузов…
Мы же помним, что Поль питал особую страсть к металлу. Он сам выколотил огромный, семиметровый кузов из алюминия, попутно снабдив его складной крышей и панорамным передним стеклом. Фары он убрал внутрь решетки радиатора, тем самым задав тенденцию в дизайне автомобилей тех лет. Рамка багажника служила мольбертом, а сам отсек был приспособлен под хранение холстов. Название же диковинной поделке придумал народ. В свой самый первый выезд автомобиль мгновенно был наречен La Baleine, что значит «Кит». Арзену так понравилось «народное» название, что он стал называть свой огромный кабриолет именно так.
Второй автомобиль Арзен построил на шасси Fiat, и эта машина была почти на три метра короче «Кита». К сожалению, от модели остались лишь упоминания и одна крайне редко встречающаяся сегодня фотография. Алюминиевые панели кузова художник выколачивал сам, на кожаном мешке с песком по лекалам, которые он снял с макета. Также для этого проекта Арзен впервые в мире выполнил формовку плексигласа по матрице.
Смелые фантазии Арзена не нашли особого понимания в среде промышленников, зато были популярны в народе. Может быть, ему удалось бы пробить стену недоверия коммерсантов, но пришла война.
Во время оккупации фашистская администрация Парижа строго-настрого запретила французам покупать топливо. Каждый литр был на счету, а художнику хотелось продолжать творить. В 1942 году Арзен создает «Электрическое яйцо» — прадедушку всех электрических ситикаров на планете Земля. Автомобиль был выполнен из двух любимых материалов художника. Небольшой овальный кузов с маленьким килем — алюминиевый, а вот двери и лобовое стекло — из плексигласа. Объединяясь, последние создавали единый, полностью прозрачный передок. Обзорности «Яйца» и сейчас позавидует любой автомобиль. Однако электромобилем ему суждено было быть недолго: на аккумуляторах он совершил всего одну поездку, при этом полностью подтвердил теоретические расчеты. Эллипс на колесах проехал 100 км на одной зарядке и достиг максимальной скорости 75 км/ч.
Через какое-то время Арзен оснастил «Яйцо» бензиновым мотором мощностью 5,5 л. с., в таком виде оно и было куплено братьями Шлюмпф.
Впоследствии Арзен потерял интерес к автомобильной теме и долго искал себя, пока в 1947 году не стал главным дизайнером всех пассажирских поездов Франции.
Но в 1951-м Арзен внезапно порадовал публику заднемоторным семейным автомобилем. И это было последнее творение художника, его лебединая песня как дизайнера четырехколесной техники.
Полупрозрачный каплевидный автомобиль с отполированными до блеска дверями из алюминия, в котором не было стоек в привычном нам понимании: их роль играли причудливо согнутые алюминиевые трубки. Вместо крыши Арзен установил огромный кусок плексигласа. Спустя несколько лет дизайн этого автомобиля возьмут на вооружение производители детских колясок. Разнесенные по бокам колеса и воздушные очертания станут настолько популярными, что остаются востребованными и в XXI веке.