Рококо в музыке.
Наиболее четко рассматривается присущий для рококо стиль музыки среди творений клавесинистов. Французские музыканты Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо были искусны и очень проницательны в своих творениях, поэтому смогли точно отразить дух эпохи, показать ее грациозность и утонченность. Сегодня многие музыканты ориентируются на работы известных музыкантов, стараясь добиться таких же высот.

Настолько сильное влияние оказал стиль рококо на музыку, что в корне изменил существовавшие на тот момент способы написания симфоний.

Что такое рококо?

Рококо - стиль, который появился во Франции первой половины VXIII века. Принято считать, что он стал апогеем барокко. Стиль рококо в музыке выделяется за счет своей яркости, грациозности и утонченности. В других сферах он себя проявляется излишней, порой, загруженностью интерьеров и архитектурных строений.

Источниками вдохновения музыкантов и художников данной эпохи стали давние мифы, эротика. Если говорить кратко, стиль рококо в музыке получил наибольшее распространение и популярность в Баварии и во Франции.

Появление стиля

Появление стиля

Возникновение рококо в музыке и в других сферах обусловлено серьезными переменами в философских взглядах, изменениями в предпочтениях. Идея заключалась в отражении в своем творчестве вечной молодости, неугасимой красоты и изящества форм, стремления сбежать от реального к мифологическому.

Идеальным образом стало спокойное течение жизни пастухов в деревнях и селах. Постепенно музыка эпохи рококо уже популяризируется во всей Европе: в Италии, России, Чехии, Германии и во многих других. Причем не только музыка, но и архитектура, литература, мода стремятся впитать в себя новые веяния.

Рококо в Германии и во Франции

В Германии и Франции в музыке рококо выразилось наиболее ярко. Появились плавные ритмы, завораживающие глубоким смыслом и необычным строением. Любая симфония окунала в неизведанный мир мечты, где хотелось оставаться на долгое время.

Самый большой след в музыке того периода оставили следующие французские композиторы:

  • Луи Клод Дакен (композитор и клавесинист).
  • Жан Жозеф де Мондонвиль (дирижер, скрипач и сочинитель).
  • Антуан Форкре (гамбист и композитор) и другие.

Среди немецких и австрийских композиторов и музыкантов следует упомянуть:

  • Йозефа Гайдна (композитор).
  • Эммануэля и Кристиана Бахов (сыновья известного Иоганна Себастьяна Баха).

Характерные черты

Характерные черты

Черты рококо в музыке воспринимаются так же, как и в архитектуре, живописи, потому что не имеют серьезных отличий. Вся музыка наполнялась различными звуковыми украшениями, мелодия не была постоянной, она все время изменялась. Как правило, симфонии не переходили из одной формы в другую. Например, если творение было драматического характера, то оно не превращалось в позитивное. Правда, могли присутствовать некоторые нотки, благодаря которым музыка становилась многогранной и насыщенной.

Самым популярным инструментом на период развития рококо стал клавесин, с помощью которого многие композиторы создавали свои творения. Он стал олицетворением в реальности стиля рококо в музыке, так как был признан галантным и элегантным, миниатюрным и негромким.

Он не требовал больших умений от музыканта, так как имел достаточно простую конструкцию. Правда, созданные симфонии с помощью такого простого, на первый взгляд, инструмента по сегодняшний день поражают умы. Внешне он был украшен различными камнями и мелкими, утонченными деталями, присущими тому времени.

Рококо в музыке кратко

Рококо в музыке кратко

В наиболее крупных формах музыки, таких как опера и балет, течение проявляет себя наиболее полно. Это видно в работах Рамо и Кампра, которые базируются на внедрении небольших арий и танцевальных эпизодов, которые крепко переплетены между собой благодаря сюитному принципу.

Некоторые оперы выстроены, наоборот, за счет яркой сюиты, которая не имеет четких сюжетных линий. Такие работы представлены Рамо под названием "Галантная Индия" и Кампрой - "Венецианские празднества". Образы персонажей выделяются за счет придания им элегантности, пышности. Герои одеты в броские костюмы, которые чем-то напоминают маскарадные.

Зачастую прибегают к использованию пасторали, где свободные, ничем не обремененные пастухи и пастушки наслаждаются жизнью. Герои не имеют реального сходства с действительным положением дел среди пастухов в сельской местности.

Стиль рококо в музыке предполагает акцентирование внимания на галантность персонажей, на необычные пейзажи. Используется не только клавесин, но и скрипка, флейта и гобой. Музыка была составлена по сюитному принципу, которое с течением времени пополнялось все более мельчайшими и значимыми деталями и украшениями. Например, появились "вставные" танцы (паспье, бурре, менуэт, павана). Позже форма упрощается, в нее включаются более свободные танцы с простыми названиями, где предоставлялась полная свобода фантазии творца.

Что пользовалось большей популярностью?

Что пользовалось большей популярностью?

Рококо в музыке особенно любили представители буржуа, которые услаждали себя симфониями во время обедов. Наиболее популярными стали такие формы, где проявлялась фантазия автора, то есть было место для выдумок, имитаций, смеха и веселья.

"Курица" Рамо или "Маленькие ветряные мельницы" Куперена пользовались ошеломительным успехом среди высшего сословия, так как казались наиболее потешными. Эти творения стали для многих музыкантов примером, который удостоился подражанию.

Часто музыканты пародировали манеру других либо перенимали их привычки и "изюминки". "Соната-квартет" Гийома Гиймена стала наиболее ярким отражением этого стремления в эпоху рококо.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится