И если понятие «дома-коммуны» (здания без излишеств с помещениями общего пользования) до сих пор на слуху, то такой эксперимент, как «фабрика-кухня» известен не столь широко. А между тем в Самаре до сих пор сохранился один из таких уникальных объектов – здание, имеющее форму серпа и молота и построенное для «счастливой жизни советских работниц».
Фабрики-кухни – идея смелая и, по тем временам, актуальная. Этот проект должен был одновременно и облегчить труд советской женщины, избавив её от работы дома на кухне, и в то же время обеспечить ее полноценным питанием. И эти обе задачи, в свою очередь, вели к еще более важной для советского государства цели – повысить работоспособность и производительность труда каждой работницы фабрики или завода.
Уникальное строение в духе советского конструктивизма, возведенное в 1930-х годах в Самаре, придумала молодой, но уже опытный по тем временам советский зодчий, архитектор товарищества «Народное питание» Екатерина Максимова. Женщина-новатор выступала против «мещанства» в архитектуре и вместе с тем обладала практическим складом ума, что отражалось во всех ее проектах.
Самарская фабрика-кухня с ежедневной пропускной способностью в 9 тысяч обедов, предназначенная для завода имени Масленникова – шедевр советской архитектуры. Если смотреть на нее с высоты, она имеет форму двух главных советских символов – серпа и молота. Эта архитектурная идея, как известно, в советские годы была очень популярна.
Внутри «молота» архитектор разместила кухню, а внутри «серпа» — гардероб и обеденные залы (взрослый и детский). В «рукоятке молота» работали магазин, почта и другие необходимые для советских людей учреждения, а на втором этаже располагались технические помещения.
Переходить из производственной части здания в «серп» работницам нужно было по застекленным коридорам, украшенным витражами, которые поддерживались бетонными колоннами. Проектом предусматривалась даже летняя терраса для трапезы на открытом воздухе.
Увы, в своем первозданном виде это уникальное здание просуществовало чуть больше десяти лет: в 1944 году архитектор И. Салоникиди придал зданию более классический вид, впрочем причина была разумной – сократить теплопотерю конструкции. Витражное остекление сменили простые окна, появились три большие лестницы, в нижней части здания параллельно уровню земли сделали руст. А обширную нишу главного входа, расположенную под нависавшим вторым этажом, застроили, и она стала частью теплого контура здания. Признаки конструктивизма, дух смелого авангарда и динамизм, который так стремилась передать Максимова, стали почти не заметны.
В 1980-х годах у грандиозного здания появились пристройки, но оно еще было востребованным и как столовая, и как кулинария. 1990-х уникальное здание полностью перестало выполнять те функции, для которых задумывалось изначально. В нем открылись сауна, всевозможные фирмы, магазинчики, бар и ночной клуб, а затем здание превратили в торговый центр. Снаружи его обили сайдингом, а крышу покрыли синей краской.
В начале нулевых годов здание хотели снести, чтобы на его месте построить многоэтажку, но местные жители и журналисты добились отмены этого решения.
Три года назад в этом здании разместился Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства, а годом ранее в Москве современные архитекторы представили проект реставрации этого уникального шедевра советской архитектуры. Неуместный белый сайдинг демонтировали. Планируется превратить здание в культурный комплекс с библиотекой, помещениями для занятий творчеством и проведения форумов и других кульртурно-образовательных мероприятий.
Авторы проекта обещают сохранить исторический вид «фабрики-кухни» – тот, который задумала когда-то Максимова, но в то же время сделать здание более современным.