Самоизоляция, молитва и огонь: как на Руси в разные времена боролись с чумой
699
просмотров
В Средневековой Руси в народе бытовало поверье, что чума – это грязная худая женщина со взлохмаченными волосами, и ногами, как у индюка. Якобы она бродила по городам и селам, разбрасывая при этом деньги и всякие диковинные товары для того, чтобы приманить людей. До самого XX века никто не знал, каков механизм передачи этой страшной и смертельной инфекции. А незнание, естественно, порождало среди людей панический страх.

«Черная смерть» средневековой Европы

Откуда же и как в Европе появилась чума? Немецкие ученые из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге, проведя многолетние научные изыскания, установили, что впервые «черная смерть» на европейском континенте появилась примерно 5 тысячелетий назад. Поход ее начался со Средиземноморья, куда чуму занесли кочевые народы, прибывшие из Причерноморского и Прикаспийского регионов.

Ангел смерти пробивает дверь во время чумы в Риме. Гравюра XIV века.

Эта болезнь упоминается даже и в библейском Ветхом Завете. В нем описано, как племя филистимлян за то, что осквернило Ковчег Завета, было поражено Богом «мучительными наростами».

Самая же массовая пандемия чумы в Европе началась в середине XIV века. Тогда, всего за два с лишним десятилетия «черная смерть» отняла жизнь у примерно 60 миллионов жителей Старого Света. Вместе с торговыми караванами, идущими по Великому шелковому пути, чума пришла в Крым. Вполне возможно, что двигалась «черная смерть» вместе с монгольским воинством Золотой Орды, которое в 1343 году осадило генуэзский порт-крепость Каффа (ныне Феодосия).

Чума в Каффе. Средневековая гравюра.

Из Крымского полуострова на торговых судах чума расплылась по Средиземноморью, а оттуда – в Западную Европу и на север африканского континента. А сами монголы, которые вернулись в Орду после похода в Крым, заразили своих соплеменников. Вполне вероятно, что «черная смерть» могла быть если не главной, то одной из основных причин упадка монгольской империи.

Молитвой по чуме

В начале 1350-х годов чума нанесла удар по северным русским княжествам и городам – Москве, Новгороду, Пскову и Смоленску. Далее инфекция стала распространяться на Юго-Запад, на территорию нынешних Украины и Беларуси. Население вымирало целыми городами.

Новгородское княжество. Конец XIV века.

Священнослужители не успевали ходить по дворам, чтобы отпевать умерших. Так на Руси появилась новая практика массовых отпеваний покойников. Для этого родственники сами приносили усопших в церкви и храмы. В гробы, которые мгновенно стали дефицитом, после отпевания укладывали по 2-3 тела умерших.

Все имущество людей, жизни которых унесла чума, часто оставалось нетронутым. Народ боялся даже прикасаться к вещам, ранее принадлежавшим умершим. Часто люди даже отрекались от родственников, в семье которых кто-то умирал от чумы. Не зная способов побороть инфекцию, пока еще живые массово бросились искать помощи у Бога. Люди передавали церквям свои дома и имущество, уходя в скиты, монастыри и пустоши.

Целебные дым и копоть

Средневековые доктора склонялись к 2 основным теориям распространения «черной смерти».

1. При помощи «контагий» – мелких и невидимых глазу болезнетворных «скотинок», или «семян болезни», которые легко передавались между людьми последствием контакта. Врачеватели, верившие в эту теорию, рекомендовали полную изоляцию больных, а также длительный карантин для всех, кто с ними контактировал.

2. «Миазмами» – ядовитыми испарениями из болот, грязных водоемов, выгребных ям и куч мусора. Еще до пандемии люди заметили, что возле таких мест не только тяжело дышится, но и после нездоровится.

Таким образом именно вторая теория была не только более популярной, но и считалась единственно верной и справедливой некоторыми докторами той эпохи.

Средневековый чумной доктор.

Для борьбы с миазмами, которые по мнению средневековых лекарей были разносчиками не только чумы, но и малярии, тифа и холеры, применяли различные способы очищения зараженного ими воздуха. В период вспышек заболеваний на площадях и улицах городов постоянно жгли дымные костры.

Села, деревни и хутора их жители обкапывали рвами, в которых также постоянно поддерживался огонь. Снаружи и внутри жилища обкуривались тлеющими вениками из целебных трав. На Руси с целью дезинфекции вовсю жгли можжевельник. В домах развешивали целые гирлянды из лука и чеснока.

Найти и сжечь «нулевых пациентов»

Ни одно из средневековых средств не помогало против чумы. С ростом числа заболевших и умерших увеличивалась паника и отчаяние. Люди придумывали различные «теории заговоров» и суеверия. Виновниками распространения заразы в разных городах считали иноземцев, иноверцев, прокаженных, пьяниц, юродивых, евреев.

В Средневековье чума свирепствовала по всей Европе.

Бедняки и нищие считали, что это богачи их специально травят. Богатые же, в свою очередь, считали виновниками разгула чумы бедную чернь. Даже средневековые «стиляги», носившие в то время остроносую обувь, попали под подозрение. Ведь своим внешним видом они «возмущали Господа». А всех, кто вызвал подозрение в распространении заразы, могли без суда и следствия забить насмерть, повесить или же сжечь живьем.

В 1623 году на Руси под подозрение в применении «бактериологического оружия» попала Речь Посполитая. Воеводы московского царя Михаила Федоровича написали депешу государю. В ней они указывали, что поляки и литовцы хотят умышленно из своих городов, где наблюдалась высокая смертность от чумы, посылать купцов с дешевыми (зараженными) товарами в Московию.

Московский царь Михаил Федорович. Первый из династии Романовых. Фреска XVII века

Совсем не удивительно, что больных чумой, а также вероятных переносчиков этого заболевания, на Руси не жалели. После того, как в Великом Новгороде вспыхнула пандемия и выжившие начали бежать прочь из города – их по указанию свыше отлавливали и сжигали заживо на кострах.

Принудительная самоизоляция или смерть

Начиная с XIV века во всей Европе распространяется практика карантинных мер – полной изоляции людей на 40 дней. На Руси двор, в котором был хотя бы один больной, вместе со всеми членами его семьи наглухо заколачивали, все входы в него заваливали и выставляли вокруг охрану. Естественно, здоровые со временем тоже заболевали. Если у живых еще хватало сил – они закапывали мертвых прямо во дворе даже без отпевания священнослужителем.

Чума в Астраханской губернии. Сожжение домов и вещей в селе Никольском. Гравюра И. Матюшина. XIX век.

Уже к началу XVII века главным методом профилактики распространения инфекции стала организация так называемых «застав». Гарнизон их состоял из местных жителей, вооруженных рогатинами и топорами, а также нескольких десятков стрельцов. Командовали заставой по обыкновению сыновья местных бояр.

На таких «КПП» день и ночь горели костры. С прибывшими из других мест разговаривали только через дым. Через него же и передавали корреспонденцию, которую перед вручением адресату тут же на месте следовало переписать «на чистую бумагу». Причем нередко переписывали письма по нескольку раз.

В. Г. Перов. «Последний кабак у заставы». 1868 год. Третьяковская галерея. Москва.

С начала XVIII века карантинные мероприятия стали системными. При царе Петре I все прибывшие из «заповетренных мест» (зараженной местности) обязаны были содержаться на изоляции в течение 6 недель. Всех, кто заболел, выводили в «особыя пустынные места», а их дома вместе со скотом и утварью сжигали. Тех, кто пытался стороной обходить заставы, ловили и вешали на месте безо всяких допросов.

На юге – в Малороссии, власти вводят беспрецедентные карантинные меры. Сообщение с Крымом и Речью Посполитой практически полностью прекращается. В 1755 году гетман войска запорожского Кирилл Разумовский издает указ, по которому путников из Крыма и Польши «в Сечь, и в жилища, и дачи запорожские не пропускать».

Бунты против мер властей

Эпидемия 1770-1773 гг. и карантинные меры привели к тому, что в Москве и Киеве вспыхнули «чумные бунты». И если в украинском городе стычки народа с представителями властей не приводили к численным жертвам, то в Белокаменной все было куда печальнее. Москвичи в ту пору бросились искать спасения у чудотворной иконы Божией Матери Боголюбской. Люди, молясь о спасении, сотнями целовали святой лик. Заражая друг друга чумой.

Убийство архиепископа Амвросия, гравюра Шарля Мишеля Жоффруа, 1845 год.

Архиепископ Амвросий, который приказал спрятать от народа икону чтобы не распространять заразу, отслужив службу в Донском монастыре, на выходе встретился с разъяренной толпой. Обезумевшие люди растерзали священнослужителя.

Конец чумной истерии

Жесткие, и довольно часто практически бесполезные противочумные меры, применялись властями до начала XX века. Все это время доктора пытались понять болезнь – способы ее передачи и, что самое главное, методы предотвращения и лечения заболевания. Огромный вклад в борьбу с «черной смертью» внесли русские ученые: Иван Политика, Данил Самойлович, Артем Рафалович и, конечно же Владимир Хавкин.

Доктор Владимир Хавкин в своей клинике в Бомбее. 1896 год

Именно он в 1896 году, будучи сотрудником Института Пастера в Париже, отправился в охваченную пандемией «черной смерти» Индию. Где изобрел, и даже испытал на себе первую в мире вакцину против чумы. Вакцину, которая впоследствии спасла миллионы человеческих жизней.

В последующие годы отечественные ученые оставались одними из передовых «умов» в мировой микробиологии и вирусологии. История знает пример,как советская вакцина в годы «холодной войны» спасла планету от эпидемии.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится