Мюридизм, способный объединить горцев
Россия уже на протяжении нескольких лет вела войну с горцами, когда на Кавказе появилось новое религиозное течение. Принято считать, что Хасс-Мухаммад из Бухары в 1823 году начал распространять там специфическое персидское учение — суфизм. Он пришёл в село Яраг, что относилось к Кюринскому ханству. И речами Хасс-Мухаммада проникся Магомед Ярагский. Он посовещался с духовными лидерами и пришёл к выводу, что именно суфизм был нужен кавказским горцам — это учение способно объединить людей. И тогда они смогут дать отпор иноверцам, в первую очередь, русским.
Новое учение быстро стало популярным. Мюридизм (направление суфизма) охватывал всё новые и новые аулы. А Магомед Ярагский начал отправлять своих последователей — мюридов — в самые отдалённые сёла. Они ходили лишь с деревянными шашками и ничего не говорили. А когда им встречались люди, мюриды били деревяшками по земле и кричали: «Мусульмане — газават! Газават!». Причём, ничего другого они говорить не могли. Естественно, горцев это впечатляло, что лишь способствовало распространению мюридизма.
Русские до определённого момента не обращали на это внимания. И лишь в 1824 году военачальник Алексей Петрович Ермолов распорядился разобраться с новым течением. Но Кавказская война шла полным ходом. Сам Ермолов не мог уследить за всем, а администрация его приказ проигнорировала. Мюриды основательно окрепли. По их мнению, священная война против неверных должна была начаться в самое ближайшее время.
В 1828 году неожиданно полномочия имама сложил Магомед. Вместо себя он поставил ученика Кази-Муллу (Гази-Мухаммад). Последний должен был начать газават. И священная война действительно началась, только не с Российской империей, а с племенами, которые не хотели принимать новое учение. Проблемы доставляло ещё и мусульманское духовенство, сопротивлявшееся мюридизму. И тогда Гази-Мухаммад создал своё духовенство, после чего начал систематично разбираться с противниками. Любые попытки неповиновения жёстко пресекались. Лишь после такого наведения порядка началось открытое противостояние с Российской империей.
После нескольких стычек, завершившихся победой горцев, последовала полоса неудач. Горцы не смогли захватить крепости Бурную и Внезапную. Генерал Бекович-Черкасский решил нанести мюридам сокрушительный удар, захватив их главный аул — Чумкес-Кент. Но подойдя к селению противника, русский военачальник не стал его штурмовать. Он посчитал, что аул слишком хорошо укреплён и повернул обратно. Это вдохновило мюридов.
В 1831 году горцы нанесли русским войскам несколько болезненных ударов. Они сумели разграбили Тарки и Кизляр, после чего атаковали Дербент. Но здесь их ждала неудача. Постепенно армия Российской империи начала загонять мюридов в отдалённые участки Дагестана. Зимой 1831 года полковник Миклашевский выбил Гази-Мухаммада из Чумкес-Кента. А осенью 1832 года барон Розен, являвшийся командиром Кавказского корпуса, атаковал аул Гимры, где находился лидер мюридов. Поселение было взято, а сам Гази-Мухаммад погиб.
Новый имам — Гамзат-бек — продержался недолго. В 1834 году он внезапно атаковал Аварию, которая лояльно относилась к Российской империи. Мюриды захватили главное поселение и вырезали почти всю ханскую семью. Этого авары Гамзат-беку не простили. И вскоре он погиб. Новым имамом стал Шамиль.
Шамиль: путь предводителя кавказских горцев
По происхождению Шамиль являлся аваром. Он родился в ауле Гимры в 1797 году (по другим данным — в 1799 году). Ещё в детстве подружился с Гази-Мухаммадом. Когда тот начал распространять новое учение, а затем и объявил газават Российской империи, не колеблясь примкнул к старому другу.
Когда русские войска в 1832 году штурмовали Гимры, Шамиль чудом спасся. Поддержал он и нового имама Гамзат-бека — собирал войска для войны с неверными и лично участвовал в нескольких сражениях.
Когда же в 1834 году Шамиль стал имамом, то с новыми силами продолжил войну. Вот только удача была на стороне империи. Более того, вскоре Шамиль потерял и свою резиденцию — аул Гоцатль. После этого ему пришлось перебраться в Северный Дагестан. Война, естественно, не закончилась. Кровопролитные стычки между русскими и горцами являлись обычным делом. Но постепенно, чаша весов начала склоняться на сторону Российской империи. Шамиль, понимая, что нужно взять паузу, в 1837 году заключил перемирие. Но уже через год война возобновилась.
В 1839 году противостояние чуть было не закончилось для Шамиля. Российская армия под руководством Павла Христофоровича Граббе сумела загнать имама вместе с его родственниками в крепость на горе Ахульго. 21 августа укрепление было захвачено. Во время штурма погибла жена Шамиля, его ребёнок, дядя и сестра. Сам же имам сумел скрыться.
В 1840-е годы удача в сражениях чаще сопутствовала горцам. Более того, Шамиль сумел установить полный контроль над Чечнёй, а также Дагестаном.
Шамиль был не просто лидером горцев. Он мечтал создать на территории Кавказа полноценное теократическое государство — имамат, стоявший на принципах шариата. По инициативе Шамиля появился совет, на котором решались разнообразные вопросы. Также был принят свод правил, который получил название «Низам».
Шамиль сумел построить в Северо-Кавказском имамате рабочий административный аппарат, в который входили наибы (заместители или помощники) и мюриды. Первые отвечали за сбор налогов, следили за исполнением законов шариата, набирали рекрутов. С ними же в одной «связке» трудились муфтии. В их обязанности входило разрешение споров, толкование законов и надзор за работой судей. Мюриды во всём помогали наибам.
Шамиль всеми силами пытался установить новый порядок на подконтрольных ему территориях. Иногда ему приходилось действовать не просто жёстко, а жестоко. Например, в 1844 году в одном из аулов местные жители убили ставленника Шамиля. Кара последовала мгновенно — по приказу имама всё население посёлка было убито.
Поскольку Шамиль считал себя полноценным лидером не менее полноценного государства, то он никак не мог обойти стороной внешнюю политику. Главным его ориентиром стал турецкий султан. С неверными же Шамиль старался вообще не контактировать.
Падение имама: Калуга, Киев и Медина
В середине 1850-х годов, когда Россия вела Крымскую войну и не могла уделять должного внимания Кавказу, Шамиль сумел сосредоточить в своих рука как верховную светскую власть, так и религиозную. Он даже официально стал халифом и надеялся, что мусульмане Кавказа и всего Ближнего Востока начнут воспринимать его как легитимного правителя. Отчасти так и было. Но некоторые аулы, формально подчинявшиеся имаму, на самом деле были крайне недовольны его политикой и сводом правил. Они считали, что «Низам» противоречит их привычному укладу жизни. Но открыто недовольства не выказывали, поскольку боялись жестокой расправы.
Во второй половине 1850-х годов горцы окончательно устали и от войны с Россией, и от Шамиля. Имам надеялся, что помощь ему окажут Турция, Англия и Франция. Но договориться о совместных боевых действиях на Кавказе с турками не удалось. А англичане и французы «откупились» поставкой вооружения.
Хотя Российская империя потерпела поражение в Крымской войне, она смогла сразу же после заключения мира направить на Кавказ армию. Главнокомандующие Николай Муравьёв и сменивший его Александр Барятинский провели несколько успешных военных операций против горцев.
Шамиль терял власть и авторитет. В 1858 году произошло восстание чеченцев. Но взбунтовались они не против России, а против имама. Горцы устали от войны и политики Шамиля. Имамат начал постепенно разваливаться.
Через год под ударами русской армии пал аул Ведено — резиденция Шамиля. И ему пришлось отступить в селение Гуниб. 25 августа 1859 года Шамиль был взят в плен (по другим данным — он принял предложение о мире Барятинского и сам сдался).
С Шамилем поступили цивилизованно и гуманно. Его не стали казнить или отправлять пожизненно за решётку. С ним встретился император Александр II. Когда имама доставили в Москву, его ждала встреча с Ермоловым. Также Шамиля отвели в Большой театр на постановку «Наяда и рыбак». Затем было знакомство с императрицей, ещё одна встреча с государем, на сей раз в Петербурге.
В октябре 1859 года бывший лидер имамата был доставлен в Калугу. Вскоре туда же перебралась и его семья. Шамилю назначили пенсию. Жил он в большом доме, а на лето семейство переселялось в загородную дачу. По воспоминаниям очевидцев, Шамиль вёл замкнутый образ жизни, но иногда встречался с русскими офицерами, знакомыми ещё со времён войны.
В августе 1866 года Шамиль вместе с сыновьями присягнул на верноподданство России. Побывал на свадьбе цесаревича Александра, в третий раз встретился с государем. А через 2 года престарелый имам переселился в Киев, поскольку климат в Калуге плохо влиял на его здоровье. Спустя год Шамиль был возведён в потомственное дворянство.
Вскоре Шамиль попросил императора отпустить его в Мекку для паломничества. Александр II согласился. В ноябре 1870 года Шамиль прибыл в священный город. Оттуда он направился в Медину, где и умер в феврале 1871 года. Похоронили его на кладбище аль-Баки.