Не по отцовским стопам
Борис Фомин появился на свет в 1900 году. Родители верили, что сын непременно достигнет больших успехов в деле военном или инженерном. Но маленький Борис уже в раннем возрасте проявил музыкальную одарённость. Его было почти не видно из-за аккордеона, однако мелодии, которые мальчик извлекал из инструмента, никого не оставляли равнодушным.
Иван Яковлевич, отец Бориса, не счёл нужным заставлять сына заниматься тем, что ему не нравится. Во время обучения в училище Борис Фомин брал уроки музыки. Одним из его педагогов была пианистка Анна Есипова, профессор Санкт-Петербургской консерватории.
Борису Фомину учёба давалась легко: он мог без устали повторять одну и ту же мелодию, оттачивая до совершенства её исполнение. Уже в то время было заметно, что наибольшее удовольствие Борису приносит импровизация и возможность создавать новые мелодии.
Он мечтал о карьере музыканта и композитора, но в 1914 году скончалась Анна Николаевна, а незадолго до её смерти началась Первая мировая война. Будущее теперь казалось весьма туманным. После революции 1917 года Иван Яковлевич Фомин твёрдо решил остаться в России, и семья вслед за главой перебралась в Москву.
Повороты судьбы
Здесь Борис Фомин очень быстро влился в артистическую жизнь столицы, получил место музыканта. Но в январе 1919 года молодой музыкант принял решение уйти на фронт. Поначалу служил в составе ремонтной бригады, которая восстанавливала железнодорожные пути на фронте, однако вскоре было решено использовать его артистический дар.
Борис Фомин работал буквально во всех жанрах: пел, танцевал, музицировал, читал стихи и вёл концерты. А после поставил весёлую оперетту из собственных номеров и показывал её прямо на фронте.
Через два с половиной года Борис Фомин вернулся в столицу и снова обратился к оперетте. Тогда родилась «Карьера Пирпойнта Блэка», имевшая успех в Москве и Петрограде. Однако критики восприняли её весьма прохладно, хотя и признали, что музыка даже лучше, чем у Кальмана. Но следует понимать, что мнение об оперетте в то время было не слишком высоким, да и талант Имре Кальмана ещё не был оценён в полной мере.
Борис Фомин написал музыку к трём балетным постановкам: «Макс и Мориц», «Мойдодыр» и «Хрустальный башмачок». Одно время работал тапером и играл роль цыгана в хоре. Однако славу композитору принесли его удивительные романсы.
Среди ранних произведений этого жанра «Только раз бывает в жизни встреча». Он не утратил и сегодня своей популярности, его знают и любят во всём мире, а написан романс был в тот период, когда Борис Фомин собирался жениться, причём посвятил он своё произведение вовсе не невесте, а своей будущей тёще.
В 1920-е годы трудно было найти другого композитора, чьи произведения были столь же популярны, как романсы Бориса Ивановича. Их исполняли не только в СССР, но любили и в эмигрантских кругах.
Но уже в 1930-е годы имя композитора было предано забвению. Романс был признан чуждым жанром и фактически запрещён. Борис Иванович был лишен возможности слышать свои произведения со сцены и издавать их. В 1937 году композитора арестовали и посадили в бутырскую тюрьму. Спустя почти год он был выпущен на свободу, естественно, без всяких извинений. Впрочем, даже выйти из тюрьмы в то время было неслыханной удачей.
Конечно, он продолжал писать, после его освобождения родились «Оглянись», «Не говори мне этих слов небрежных» и другие. Но многие из его произведений были утрачены, а некоторые остались лишь в рукописях.
Великая Отечественная война
Во время Великой Отечественной Борис Иванович никуда не уезжал из Москвы. Напротив, он организовал вместе с товарищами фронтовой театр «Ястребок», который базировался при клубе МВД и был известен своими спектаклями и концертными программами, в полной мере отражавшими события в стране.
За время Великой Отечественной войны Борис Фомин написал множество фронтовых песен, которые пели на всех фронтах и в тылу. «Жди меня», «Ленинградская провожальная», «Письмо с фронта», - всё это песни на музыку Бориса Фомина.
Но после войны о композиторе снова забыли. Впрочем, его вспомнили в одном ряду с Зощенко и Ахматовой, когда против этих авторов начались гонения и обвинения в пошлости и безыдейности.
В то время талантливый композитор уже чувствовал себя плохо. Перенесённые жизненные тяготы подорвали здоровье Бориса Ивановича, а приобрести лекарства он не мог из-за отсутствия средств. Бытует мнение, что он не смог достать жизненно необходимый ему тогда пенициллин. В 1948 году Бориса Фомина не стало.