Представляем вашему вниманию некоторые всемирно известные фильмы и сериалы, которые, вероятно, не появились бы на свет без накопленного человечеством багажа мифов.
Темный рыцарь Готэма
Бэтмен. Супергерой, наводящий порядок в вымышленном городе Готэме, который страдает от разгула преступности. Утверждается, что прообразом Готэма послужили Чикаго и Нью-Йорк, где преступники когда-то тоже чувствовали себя вольготно. Но в комиксах и фильмах про Бэтмена видны также отсылки к знаменитым мифам.
Подобно грозному божеству, Бэтмен с небес наносит удары по обычным преступникам и преступникам-монстрам. Такое поочередное уничтожение супостатов — тоже, как правило, нечеловеческого облика — характерно для многих сборников древних мифов, включая шумерский «Эпос о Гильгамеше», мифы о Ясоне и аргонавтах, а также описания подвигов Беовульфа и былинных богатырей.
Главные герои мифов, способные одолеть зло, неизменно признаются правыми по умолчанию. По крайней мере, на период своего пикового могущества, как это происходит и с Бэтменом.
В далекой-далекой галактике…
Создатель вселенной «Звездных войн» Джордж Лукас в интервью журналу Time 1999 года прямо заявил, что пересказывает старый миф на новый лад. Поскольку режиссер был воспитан в протестантской семье, в его творчестве, вероятно, следует искать библейские мотивы. И их можно найти.
Борьба светлой и темной сторон Силы напоминают антагонизм Бога и Дьявола (он заметен и по цветовой гамме одежды джедаев и ситхов), а герой должен принять правильное, поистине авраамическое решение, чтобы оказаться в выигрыше. Кроме того, сюжетная масштабность «Звездных войн» и протяженность событий напоминают гомеровские «Илиаду» и «Одиссею».
Одно кольцо, чтоб править всеми
В основе трилогии «Властелин колец» лежит научно выверенная мифологическая концепция, которую тщательно выстроил оксфордский исследователь и преподаватель литературы Джон Рональд Руэл Толкин. Будучи знатоком мифов, Толкин обильно насытил свои творения именами и названиями из британского эпоса. Оттуда же Профессор позаимствовал представления о пространстве и времени: первое максимально детализируется, а второе — набрасывается предельно широкими мазками.
Населяющие Средиземье существа взяты из мифов разных народов: тролли — у скандинавов, огнедышащие змеи — у древних вавилонян. А скрывшийся под водой Нуменор повторяет судьбу Атлантиды.
Борьба за свободу Пандоры
Установивший в свое время рекорд по сборам фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона тоже полон отсылок к мифам. Начать с того, что само слово «аватар» позаимствовано из легенд: индусы называли аватарами различные воплощения своих божеств. Гнев, радость, скорбь, вожделение, разочарование, месть — на каждый случай у индуистского бога находился подходящий аватар.
В своем фильме Кэмерон обращается и к другим мифам. Нейросетевое дерево явно напоминает Иггдрасиль из скандинавских саг — дерево, связывающее разные миры. Дух Эйва содержит в себе признаки японской богини Солнца Аматэрасу — не только по части могущества, но и по части связанности с природными циклами. Наконец, раса синих великанов на’ви, ассоциируется с могучими атлантами.
Гарри Поттер и мифы народов мира
Мир волшебников, созданный Джоан Роулинг и воплощенный на экране несколькими режиссерами, тоже базируется на легендах и мифах, о чем писала сама Роулинг. Ее среди прочего интересовала алхимия, о чем свидетельствует большое внимание, уделенное в книгах и фильмах тонкостям зельеварения. Писательница также упоминает алхимический Грааль — философский камень и полумифического алхимика Николаса Фламеля.
Что же до более древних мифов, то стерегущий философский камень чудовищный пес неотличим от Цербера из древнегреческих легенд, страшные дементоры похищают души, как гарпии. Из китайских и не только мифов позаимствованы драконы разных видов, а огромная змея-крестраж Нагайна вторична по отношению к древнеиндийским мудрым нагам.
Геральт из Ривии
Создатель «Ведьмака» Анджей Сапковский также вдохновлялся старинными образами и сюжетами, обращаясь в основном к славянскому фольклору. При этом сам он отмечал, что базисом едва ли не всех современных сказок следует считать знакомые буквально каждому легенды о рыцарях короля Артура, которые, по мнению Сапковского, пронизаны отсылками к библейским текстам.
Образы отважного героя, возлюбленной, сурового и подчас жестокого владыки Сапковский позаимствовал у британцев. В чем не постеснялся признаться.
Все перечисленное можно назвать лишь верхушкой айсберга. Шаманизм, оккультизм, эзотерика, даже обряды жертвоприношения — все это и многое другое также можно встретить во многих «оригинальных» голливудских блокбастерах.