Святая инквизиция: как и зачем она была создана
819
просмотров
В XI в. в Западной Европе на основе восточных гностических учений возникают ереси, самыми опасными из которых католики признавали катаров, патаренов и вальденсов...

Еретики отвергали церковную организацию, все христианские обряды, проповедуя равенство добра и зла и сатанинское происхождение материального мира. Они нападали на церкви, грабили и убивали священников. Франция, Англия и Саксония стали ареной жесточайших сражений между властями и еретиками, которые, используя необразованность и темноту крестьян, поднимали их на восстания. В 1163 г. дело дошло до того, что в Милане патарены убили архиепископа прямо в соборе во время проповеди.

Первоначально с ересями боролась светская власть, но все было безрезультатно. Тогда в 1184 г. на соборе в Вероне папа римский Луций III предписал епископам бороться с еретиками, конфисковывать их имущество, а самых высылать за пределы епархии. Однако, епископы оказались недостаточно усердны в деле искоренения ереси. Только когда на папский престол взошел Иннокентий III, церковь начала планомерную и целенаправленную борьбу с еретическими течениями.

Прежде всего, был организовал крестовых поход против катаров, которые практически полностью захватили Лангедок. Тяжелая и кровопролитная война с катарами длилась более 20 лет, однако уже в первые годы боевых действия перевес оказался на стороне крестоносцев. Затем, в 1215 г. на IV Латеранском соборе было принято постановление, обязывающее светские и церковные власти бороться с еретиками (так называемый «3-й канон»). Однако, только полная победа над катарами достаточно усилила папский престол, чтобы от слов перейти к действию. В 1229 г. в Тулузе состоялся церковный собор, который ввел инквизицию – специальные церковные суды для борьбы с еретиками.

Теперь епископы должны были при каждом приходе назначать одного или нескольких инквизиторов – священников, уполномоченных на розыск и арест еретиков, судить которых надлежало самому епископу. Еретики, добровольно сознавшиеся в своих взглядах и покаившиеся, высылались с полной конфискацией имущества. Упорствующих в ереси приговаривались к каторжным работам или тюремному заключению. Те же, кто вновь становился еретиков, отлучались от церкви и передавались в руки светских властей, которые, как правило, приговаривали их к смерти и предавали публичной казни. Распространившееся позднее сожжению на костре в XIII в. было еще редкостью. Тем не менее, епископы по-прежнему не проявляли особого рвения в деле борьбы с ересью, и тогда в 1233 г. папа Григорий IX передал инквизицию в ведение монашеского ордена доминиканцев.

Этот орден был основан в 1216 г. Доменико де Гусманом, выходцем из знатного испанского рода. В начале XIII в. он вместе с папским легатом епископом Диего был послан в Лангедок проповедовать католицизм среди катаров. После убийства каратами Диего в 1207 г., де Гусман стал настоятелем цистерианского монастыря и продолжал миссионерскую деятельность своего учителя. В 1215 г. он основал в Тулузе, сердце еретического Лангедока, монастырь, который положил начало ордену странствующих проповедников – доминиканцев (от латинского домини кани – «псы Господни»).

Главной задачей нового ордена стала проповедь христианства, поэтому монахи доминиканцы уделяли мало внимания физическому труду, посвящая себя образованию. При каждом доминиканском монастыре действовала школа, а в Болонье, Кельне и Оксфорде – высшие школы, на базе которых возникли университеты. Неся знания и христианство, доминиканские миссионеры добирались до Китая и Монголии.

После передачи инквизиции в ведение ордена доминиканцев церковные трибуналы заработали на полную мощность. В 1252 г. Иннокентий IV пошел на беспрецедентный шаг, разрешив инквизиторам при допросах пытать подозреваемых, что ранее использовала только светская власть. Еретиков чаще всего ловили по доносам, причем для начала следствия достаточно было просто голословного обвинения. Следствие было тайным и могло длиться сколько угодно долго. Улики добывались путем хитроумно построенных допросов, а когда это не помогали, с помощью жесточайших пыток. Если человек попадал в поле зрения инквизиции, пусть даже по клеветническому обвинению, у него было крайне мало шансов оправдаться. С течением времени из вынужденного средства самообороны инквизиция превратилась в орудие отвратительного массового террора.

Доменик де Гусман считал, что ереси распространяются из-за невежества католического духовенства, и для борьбы с этом злом и был основан орден доминиканцев.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится