Мандельштам в своей эпиграмме-выпаде против вождя заявил: «Что ни казнь у него — то малина, И широкая грудь осетина». И у этой версии есть обширная историческая подоплека.
Кто считает Сталина своим?
Согласно распространенной официальной версии Джугашвили, по его же утверждению, был русским грузинской национальности. Но, как оказалось, все не так просто. Некоторые придерживались иного мнения, разбирая по частям его фамилию. С иврита «джуга» переводится именно как «еврей», а «швили» по-грузински означает «сын». Выходит, Джугашвили – дословно «сын еврея». Имя вождя также играло на руку этой версии.
Интересно, что своим Сталина считали и армяне. Свой подход они аргументировали тем, что Екатерина Геладзе, мать Иосифа Виссарионовича, происходила из огрузинившейся семьи армян. Ведь изначально Гори заселяли именно армяне, которые постепенно ассимилировались в грузинском этносе.
И, наконец, рассмотрим научную версию советского профессора-биохимика Анатолия Клёсова. Клесов получил мировую известность после выхода «ДНК-генеалогии», где он рассмотрел осетинское происхождение Иосифа Виссарионовича с генетической позиции. Анатолий Алексеевич пользуется среди генетиков несомненным авторитетом. Его исследовательским методом проверялись большинство догадок и теоретических выводов, сделанных историками на основе археологии. К ученому в свое время обращались арабские шейхи, белградская элита, а его умозаключения побудили именитых корифеев пересматривать свои взгляды. Теорию об осетинских корнях Сталина Клесов вывел на основании тестирования Александра Бурдонского, сына Василия Сталина. В окончательном заключении генетического анализа крови значилось: «установлен характерный для осетинского гаплотипа маркер».
Откуда взялась фамилия Джугашвили
До революции осетинские фамилии в Цхинвале писались, за редким исключением, с грузинскими окончаниями. Чаще всего такая ситуация складывалась после крещения осетин. Способствовали этому и миграционные процессы, в результате чего часть осетин спешили слиться с грузинами и меняли свои имена. Приставки, подобно "швили", выступали, по сути, признаком шовинистической политики Грузии. Проще говоря, так проявлялось "огрузинивание" переселенцев. По этой теории осетинская версия имени отца Сталина - Виссарион Дзугаев.
По данным сторонников этого варианта известно, что сталинские предки перебрались в Южную Осетию из горного поселения Урсдон (Северная Осетия-Алания), а оттуда уже в Грузию. Утверждают исследователи и то, что при рождении Иосиф носил имя Сослан. Согласно осетинскому героическому эпосу Сослан – значит «стальной», что также косвенно объясняет псевдоним вождя в будущем. Отец Сталина всегда называл его Cосо – одна из форм осетинского имени Сослан.
"Кто ты, Сталин?"
В 1995-м в Цхинвале вышла работа Г.Кодолаева и Ч.Багаева "Кто ты, Сталин?" Авторы брошюры поведали, что Виссарион (Бесо) Джугашвили родом из Диди Лило. С начала 19 века в том грузинском селении жили исключительно «окрещённые» осетины, которых в дальнейшем уже считали полноценными грузинами. В подтверждение этого авторы цитируют известного историка Георгия Тогошвили (Тогойты) и его книгу «Грузино-осетинские взаимоотношения в XV-XVIII вв.» Он пишет, что в равнинных регионах Грузии селились осетины, принявшие христианское вероисповедание. В книгах жалований того периода часто встречались записи о новых христианских осетинах, наосари (т.е. «вышедший из осетин») и «осхъопила» (экс-осетин). Это означает, что грузины поощряли в осетинской среде принятие новой веры, после чего считали пришлых своими. С этой ситуацией и столкнулись предки Сталина (дед Иване с сыновьями Бесо (Виссарион) и Георгием (Гогиа), пополнившие ряды «окрещенных осетин».
Углубляясь в этот вопрос, Кодалаев и Багаев опросили нескольких жителей цхинвальского села Свацхура, все фамилии которых также заканчивались на «швили»: Карасашвили. Багашвили, Абашвили, Арсошвили. Все эти люди рассказывали, что семья Джугашвили перебралась сюда вместе с их предками в 18 веке из Джавского или Герского ущелий. То, что все они осетины, нет никаких сомнений. По свидетельствам старожилов, отец Сталина, Бесо, не справлялся с выплатой 3-рублевого налога и уехал в Гори на заработки. Поселившись у осетина Кулумбегашвили, зарабатывал на жизнь сапожником, там же женился. Когда первые двое детей супругов умерли в младенчестве и Кеке носила третьего, она отправилась в родной Гори. По обычаю женщине подобало рожать в доме своих родных. Следом за супругой на время поехал и Бесо, но так сложились, что больше в Лило он так и не вернулся. Сегодня на месте саманного домика Джугашвили в Лило стоит большой дом Нугзара Арсошвили и его супруги Манвелиты Квелашвили. Нугзар называет себя единственным в этом селе, кто имеет прямые родственные связи с семьей Иосифа Джугашвили.
Кто из известных называл Сталина осетином
Осетинская национальная принадлежность Сталина подтверждалась и другими историческими фактами с участием известных людей. В свое время Лев Троцкий (он же Лейба Бронштейн) довольно нелицеприятно высказался о будущем вожде. Он назвал Сталина «грубым неотесанным мужланом, как и все осетины, с высоких кавказских гор». Не менее колко прозвучали и посвященные Иосифу Виссарионовичу строки из знаменитой эпиграммы Осипа Мандельштама:
«Что ни казнь у него — то малина,
И широкая грудь осетина».
Свидетельства осетинского толка неоднократно приводятся и внучкой «отца народов» Галиной Джугашвили в ее автобиографической книге «Внучка вождя». Обширный материал о предшественниках Сталина собрал грузинский академик Георгий Леонидзе. На запрос осетинского писателя Гафеза он подтвердил, что располагает множеством исторических документов. Собрать информацию он успел, работая директором музея. Тот факт, что предками Сталина являются осетины, не вызывал у Леонидзе ни малейших сомнений. «В официальных документах вождь идентифицировал себя грузином по политическим соображениям», - утверждал исследователь. Георгий Николаевич признавался, что когда нашел в архиве Тбилисского ИМЭЛС анкету, собственноручно заполненную Сталиным, то вырвал ее из архивной папки. На той странице в графе национальность значилось «осетин». Леонидзе оправдывал свой поступок накалом страстей в кругу коллег и друзей, слепо отрицавших четко прописанную в анкете истину. А профессор-этнолог Б. Калоев в интервью «Аргументам и фактам» свидетельствовал, что спорный вопрос ему помог прояснить герой Великой Отечественной войны генерал Плиев. Он утверждал, что тет-а-тет Сталин вполне уверенно говорил с ним на кударском диалекте осетинского языка.