Таис Афинская: история самой знаменитой гетеры
0
563
просмотров
Афинская гетера Таис была знаменита в Античности, а в 20-м веке роман о ней написал Иван Ефремов. Но о её реальной биографии известно сравнительно немного.

Таис и Александр Великий

О реальной Таис известно немного. Она происходила из Афин и, предположительно, была дочерью афинского гражданина. Скорее всего, она сама выбрала жизнь гетеры. Для примера можно вспомнить её современницу гетеру Ламию, которая происходила из аристократической афинской семьи. Судя по тому, что Таис умела выступать перед публикой, она получила хорошее образование.

Античные авторы сохранили рассказ о сожжении дворца в захваченной персидской столице Персеполисе. Об участии в этом событии Таис написал один из современников Александра Клитарх. Его труд утрачен, но он стал одним из источников биографии Александра, написанной Плутархом.

Во время одной из пирушек Таис «во власти хмеля» заявила, что чувствует себя удовлетворённой за все лишения похода, видя захваченный Персеполис. Затем она предложила пойти и поджечь дворец царя Ксеркса, повинного в разрушении Афин за полтора столетия до этого.

Д. Рошгросс, «Сожжение Персеполиса».

Диодор писал, что Таис предложила поджечь дворец в качестве жертвы богу Дионису. Гетера бросила свой факел второй, после царя.

Александр во главе участников пира отправился к дворцу и поджёг его. Плутарх тут же приводит версию, что поджог был не спонтанным, а обдуманным заранее решением царя.

Среди исследователей, писавших об эпохе Александра, велись споры о том, насколько внезапным было решение о сожжении дворца. Часть авторов отказывали свидетельствам об этом в достоверности, считая сожжение дворца продуманным шагом. Другие допускали, что сожжение дворца Ксеркса было задумано заранее и облечено в форму спонтанного решения. По мнению российского исследователя И. С. Свенцицкой, несколько македонян (во главе с любовником Таис Птолемеем) подговорили её выступить с этой пламенной речью на пиру.

Арриан единственный не упоминает об участии Таис в сожжении дворца. Учитывая, что основой его труда были мемуары самого Птолемея, последний мог сознательно умолчать о роли в этих событиях своей жены.

Таис и Птолемей I

Неизвестно, когда сблизились Таис и Птолемей. Некоторые авторы считают, что это произошло ещё до Персеполиса, но точных сведений нет. В любом случае, это должно было случиться до смерти Александра, потому что в 308 и 306 годах до н. э. их сыновья были достаточно взрослыми, чтобы участвовать в спортивных играх и сражаться на войне.

Только один из античных авторов пишет, что Таис была женой правителя Египта. В пользу их брака говорит тот факт, что один из их сыновей был назван Лаг — в честь отца Птолемея. По традиции, первенец в греческих и македонских семьях получал имя своего деда. Едва ли Птолемей дал бы имя своего отца внебрачному ребёнку.

Дети Птолемея от Таис не достигли такой славы и известности, как его дети от других жён, и почти не появляются на страницах истории. Афинянка родила Птолемею двух сыновей, Леонтиска и Лага, и дочь Эйрену. Долгое время бытовала теория, что Леонтиск и Лаг — имя и прозвище единственного сына Таис. Но после открытия надписи о победе Лага в гонке на колесницах стало ясно, что это два разных человека.

Таис в аду на гравюре Гюстава Доре к «Божественной комедии»

В 308 году до н. э. сын Птолемея Лаг участвовал и стал победителем в Ликейских играх в Аркадии. В этом же году Птолемей находился в Греции, а Лаг был в его свите.

В 306 году до н. э. флот Птолемея потерпел страшное поражение в битве при Саламине. В плен попали многие соратники правителя Египта, а также его брат Менелай и сын Леонтиск. Победивший в битве Деметрий Полиоркет отпустил знатных пленников без выкупа.

Больше сыновья Таис не упоминаются в источниках. Известно, что в Александрии действовал ипподром, названный Лагейон. Предположительно, он получил своё название именно в честь сына Таис и Птолемея.

Дочь царя и афинянки Эйрена была выдана замуж за Евноста, правителя кипрского города Солы. Этот брак должен был укрепить союзнические отношения Птолемея с зависимым от него кипрским правителем.

Судьба самой Таис покрыта мраком. Неизвестно, оставалась ли она с Птолемеем, который дважды вступал в династические браки. Возможно, она умерла или вернулась в родные Афины.

Менандр, Данте и Джошуа Рейнольдс: долгая память о Таис

Младший современник Птолемея афинский комедиограф Менандр написал комедию «Таис», текст которой утрачен. Другой комедиограф Гиппарх написал комедию с тем же названием, текст которой тоже не сохранился.

В комедии римского автора Теренция «Евнух» имя Таис носит гетера, в которую влюблён один из героев. Овидий в «Лекарстве от любви» противопоставляет Таис и Андромаху. Андромаха для него воплощение строгости брака, поэтому он прямо говорит, что позволяет себе легкомысленный тон в стихах о Таис. У Лукиана (2-й век н. э.) есть произведение, представляющее собой диалог в царстве мёртвых между гетерами Таис и Гликерой.

Данте изобразил куртизанку Таис среди грешников, мучающихся в 8-м круге ада. Среди других льстецов она оказывается в яме, заполненной нечистотами. Неясно, отталкивался ли Данте от исторического образа Таис или от образа, созданного Теренцием.

Драматург Кристофер Марло изобразил Александра и Таис в своей пьесе «Доктор Фауст». Духи, принявшие их облик, разыгрывают перед императором представление. В ходе него Александр убивает Дария и надевает его корону на голову своей возлюбленной.

Джошуа Рейнольдс, «Таис».

В 1697 году Джон Драйден написал поэму «Пир Александра, или Сила музыки». Позже она стала основой для оперы Генделя. В поэме появляется новый герой, придуманный Драйденом, — музыкант Тимофей. Сначала музыкант восхваляет Александра, затем сокрушается о судьбе Дария, говорит о переменчивости судьбы и предлагает утешиться в любви с Таис. Затем Тимофей пробуждает царя ото сна призывом отомстить за павших воинов. И воспрянувший Александр с Таис и военачальниками идут поджигать дворец.

В 1770-е годы Джошуа Рейнольдс начал писать картину «Таис», изображающую афинянку с факелом. Моделью для неё послужила Эмили Берти Уоррен, а картина была заказана её любовником Чарльзом Гревиллом. Эмили поссорилась с любовником до завершения Рейнольдсом картины и отправилась в Ост-Индию с новым мужем Робертом Поттом. По пути она скончалась от лихорадки, но в том же году Рейнольдс завершил обессмертившую её картину.

В европейской культуре Нового времени имя Таис было связано с сожжением Персеполиса и любовной связью с Александром.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится