Тайна пьесы "К Элизе": так кому на самом деле посвятил ее Бетховен?
0
1,762
просмотров
Пьеса-багатель «К Элизе» - одно из самых известных произведений Людвига ван Бетховена. Все начинающие музыканты обязательно разучивают его, осваивая игру на фортепиано. Несмотря на популярность пьесы, история ее создания остается настоящей загадкой, равно как загадкой остается и ее адресат.

Людвиг ван Бетховен с детства проявлял талант к музыке, его первыми учителями стал отец Иоганн, служивший тенором в придворной капелле, и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Ключевую роль в становлении таланта Людвига сыграл также его дед, занимавший должность капельмейстера. Именно он первым заметил тягу внука к музыке и настоял на необходимости дать мальчику образование.

Людвиг ван Бетховен - выдающийся немецкий композитор и пианист.

В 21 год Людвиг отправляется в Вену, чтобы брать уроки у прославленного австрийского композитора Йозефа Гайдна, тот с одобрением отзывается о своем ученике. Бетховен быстро осваивает мастерство игры на фортепиано и охотно импровизирует. Интуитивно он находит новые пути, технику игры, комбинации, которые определят развитие музыки в XVIII веке.

Йозеф Гайдн - учитель Моцарта и Бетховена.

К 30 годам у Людвига стал резко ухудшаться слух. Для музыканта такой диагноз был хуже смерти, ведь под угрозой оказалась возможность заниматься музыкой. Как мог он старался скрывать недуг от окружающих, но постепенно замыкался в себе и становился нелюдим. Несмотря на то, что с годами Бетховен совершенно оглох, он все так же продолжал писать музыку, многие его самые известные произведения созданы на закате жизни.

Портрет Людвига ван Бетховена, написанный в 1820 году.

Исследователи, которые работают с архивами Людвига Бетховена, отмечают, что у композитора был совершенно неразборчивый почерк, очевидцы отмечали, что и с произношением у него возникали сложности. Все это дало основание предполагать, что, возможно, великий композитор страдал дислексией (плохое овладение навыками письма и чтения при общей способности к обучению). Именно из-за нечеткого почерка произведение, известное сегодня как пьеса «К Элизе», было опубликовано именно под таким названием.

Стоит отметить, что пьеса-багатель была опубликована спустя 40 лет после смерти композитора, ее обнаружил музыкант Людвиг Ноль. Интересно, что рукопись была случайно найдена в 1865 году, опубликована в 1867 году, но вскоре бесследно утеряна. На сегодняшний день сохранилась только копия Ноля, где находится оригинал – неизвестно. Следовательно, та информация, которой мы располагаем сегодня, - это то, как смог расшифровать записи Бетховена Ноль. Почти наверняка оригинал прочесть было довольно сложно, поэтому Ноль уделил основное внимание тому, чтобы правильно перенести ноты. Вряд ли для него принципиально важным было сохранить правильность наименования адресата.

Учитывая, что посвящение пьесы «К Элизе», долгие годы считалось, что ее адресат – Елизавета Алексеевна, жена российского императора Александра I.

Тереза Мальфатти - вероятный адресат пьесы Людвига ван Бетховена *К Элизе*.

Однако исследователь Макс Унгер выразил несогласие с этим утверждением. По его мнению, логично предположить, что адресатом могла быть Тереза Малфатти, ученица Бетховена и его близкий друг. Известно, что великий композитор был влюблен в Терезу и даже делал ей предложение руки и сердца в 1810 году (именно этим годом предположительно датировалась рукопись пьесы). Однако Тереза ответила отказом.

Портрет Элизабет Рёкель, еще одного возможного, но менее вероятного адресата.

Есть и третья версия, согласно которой пьеса могла быть написана для певицы Элизабет Рёкель и подарена ей на прощанье перед ее отъездом из Вены. Однако доподлинно известно, что рукопись находилось в распоряжении Терезы Малфатти, и в случае, если адресатом все же была Рёкель, не представляется возможным объяснить это обстоятельство.

Ваша реакция?