Это здание было свидетелем более семнадцати веков истории города и приветствовало римских и византийских императоров, православных патриархов, турецких имамов, а затем снова греков. Каждый из этих народов оставил свой след, который можно увидеть сегодня в Ротонде.
1. Римские истоки Ротонды
Считается, что Ротонда в Салониках была построена в начале IV века, вероятно, около 305-311 годов н. э., римским императором Гаем Галерием Валерием Максимианом. Первая дата — это год, когда Галерий стал августом первой римской тетрархии, а вторая —дата его смерти. Главной причиной отнесения Ротонды к Галерию является её близость и связь с дворцовым комплексом, определённо относящимся ко временам этого императора. Однако другая теория относит рассматриваемое здание к эпохе Константина Великого.
2. Первоначальная функция здания
Хотя хронология здания более или менее ясна, его первоначальная функция теряется в тумане времени. Основываясь на цилиндрической форме и типологическом сходстве с позднеантичными мавзолеями, одна теория предполагает, что это могила Галерия, но тот факт, что он был похоронен в Ромулиане в современной Сербии, противоречит этому. Некоторые исследователи предполагали, что это планируемый мавзолей Константина Великого, построенный около 322-323 гг. н. э., когда император рассматривал Салоники в качестве своей новой столицы. Однако наиболее распространённая гипотеза рассматривает Ротонду как римский храм, посвящённый либо императорскому культу, либо Юпитеру и Кабирам.
3. Малый пантеон Галерия
Круглая форма Ротонды напоминает о двухсотлетнем древнем памятнике Рима – знаменитом Пантеоне Адриана. Несмотря на меньшие размеры, Ротонда по-прежнему имеет почти двадцать пять метров в диаметре и тридцать метров в высоту. Сегодня сходство этих двух зданий не так поразительно, как это должно было быть в поздней античности, но оно было достаточно очевидным для образованных римлян. Конечно, сходство не было случайным. По своему первоначальному виду здание очень напоминало Пантеон – круглый храм с монументальным крыльцом с колоннами и треугольным архитравом на южной стороне. Однако, в отличие от Пантеона, внутри Ротонды было восемь ниш глубиной пять метров, с большими окнами над ними.
Сходство было очевидно и в интерьере. Между каждой из глубоких ниш были небольшие ниши в стене, с двумя колоннами и треугольным или арочным фронтоном, похожим на те, что были в Пантеоне. Вероятно, в каждом из них когда-то стояла мраморная скульптура. Стены были выложены разноцветным мрамором, как и в других общественных римских зданиях, но самое поразительное сходство было замечено на потолке. В центре купола было большое круглое отверстие – окулус. Он не сохранился до наших дней, но о его существовании свидетельствуют детали конструкции купола и круглый слив в середине пола, предназначенный для сбора дождевой воды, поступающей из отверстия. Существование окулуса указывает на то, что коническая крыша также была более поздним дополнением, и поэтому купол должен был быть виден снаружи, как и в Пантеоне.
4. Императорское Благочестие и обращение в церковь
Даже сегодня учёные спорят о точной дате превращения Ротонды в церковь. В то время как некоторые предположили первые десятилетия VI века, сдвиг, скорее всего, произошёл в какой-то момент между IV и V веками. Распространённое мнение связывает превращение Ротонды с Феодосием Великим, который был тесно связан с Салониками и много раз посещал их. Он жил там с января 379 по ноябрь 380 года, затем снова в 387-388 годах, не считая других, более коротких визитов. В 388 году Галерий отпраздновал свою деценналию, то есть десять лет своего правления, и женился в Салониках на принцессе Галле. Этот император был истинно верующим, провозгласившим христианство официальной религией своей империи. Действительно, весьма вероятно, что именно Феодосий I превратил Ротонду в церковь, по всей вероятности, чтобы использовать её в качестве дворцовой часовни. Чтобы приспособить бывший римский храм к его новой роли, он приказал провести его обширную перестройку и ремонт.
5. Ротонда как дворцовая церковь
Во время преобразования Ротонды в христианскую церковь окулус был закрыт, а юго-восточная ниша была расширена, чтобы создать обширное помещение для литургии с полукруглой апсидой, освещённой дополнительными окнами. Семь других ниш были открыты, чтобы соединить его с обширным, восьмиметровым широким круговым коридором, теперь окружающим главное здание. Все сооружение с этой пристройкой имело диаметр пятьдесят четыре метра, такой же, как и Пантеон. На этом этапе было два входа с вестибюлями на юго-западной и северо-западной сторонах. К первому из них были пристроены круглая часовня и восьмиугольная пристройка.
Последний служил, вероятно, помещением для императорской свиты или баптистерием. Более того, интерьер претерпел некоторые существенные изменения. Маленькие ниши между большими были закрыты, глухие аркады у основания барабана открыты, а окна в средней зоне увеличены, чтобы компенсировать отсутствие окулуса как источника света. Датировка этого этапа основана главным образом на свидетельствах кирпичных штампов и ранневизантийской мозаики, которая, как полагают, была современна закрытию купола.
6. Византийские мозаики
Убранство бочкообразных сводов ниш и меньших окон основания купола носит чисто декоративный характер и в основном лишено более глубокого богословского смысла. Среди изображённых предметов - птицы, корзины с фруктами, вазы с цветами и другие образы, заимствованные из мира природы. Однако большая часть этого пространства покрыта геометрическими мотивами. Сегодня сохранились только три ранневизантийские мозаики в бочкообразных сводах, остальные испортились во время различных землетрясений на протяжении веков. Убранство маленьких окон очень похоже с точки зрения мотивов, но применяемая цветовая палитра отличается.
В то время как яркие цвета, такие как золото, серебро, зелёный, синий и фиолетовый доминируют в нижних мозаиках, в люнетах есть более тёмные, пастельные цвета, такие как зелёный, зелёно-жёлтый, лимонный и розовый на белом мраморном фоне. Этот контраст был создан с определённой целью: верхние мозаики имели постоянный и прямой контакт с солнечным светом из-за их близости к окнам, и поэтому цвета должны были быть темнее, в то время как нижние мозаики имели только косвенный отблеск.
Мозаика южной ниши уникальна. Украшение представляет собой золотой латинский крест со слегка расширяющимися концами. Он изображён на серебристо-зеленоватом фоне, в окружении симметрично расположенных звёзд, птиц с лентами на шеях, цветов и фруктов. Крест был изображён именно в этой нише, скорее всего, потому, что она вела к боковому входу во дворец и его почитаемому императору.
7. Мозаика купола: Сокровище ранневизантийского искусства
Византийские мозаики в куполе состояли из трёх концентрических зон, из которых только самая нижняя сохранилась довольно хорошо, но мастерство их создателей не имеет себе равных даже в знаменитых мозаиках Равенны. Это также самая широкая часть и единственная, которая была видна уже до проведения консервационных работ в 1952 и 1953 годах.
Самая нижняя зона византийской мозаики Ротонды известна как «Фриз мучеников». Главная сцена каждого изображения была помещена на сложный золотой архитектурный фон, напоминающий фон римских театральных сцен, scenae frons. Есть четыре типа структур, расположенных таким образом, что здание над восточной нишей является почти такой же структурой, как и над южной нишей. Северо-восточная панель соответствует юго-западной, а северная - западной. Кроме того, северо-западная панель должна была соответствовать юго-восточной, но мозаика над апсидой была разрушена, и на её месте итальянский художник по имени С. Росси написал имитацию оригинала в 1889 году. Мозаики расположены попарно симметрично вдоль оси, отмеченной апсидой и северо-западным входом, посвящённым церковным церемониям.
Перед архитектурным фоном находятся пятнадцать (первоначально двадцать) мужских фигур, идентифицированных надписями как мученики. Их образы идеализированы. Например, святые, известные как отшельники, столь же элегантны и достойны, как и епископы. Святые изображаются именно так, подчёркивая их духовную силу, мир и красоту, потому что они уже не озабочены земными делами, а живут в золотом граде Небесном Иерусалиме, и тела их небесные, а не земные. Их внешний вид отражает их внутреннюю красоту, ценности и совершенство в глазах ранних христиан.
Средняя зона купольной мозаики, к сожалению, почти полностью утрачена, и единственные сохранившиеся остатки — это какая-то короткая трава или кустарник, несколько пар сандалий и края длинных белых тряпок. Они принадлежали, возможно, двадцати четырём-тридцати шести фигурам, изображённым в движении, сгруппированным по три. Они были идентифицированы по-разному как пророки, святые или, более вероятно, как двадцать четыре Старца или ангелы, украшающие Христа.
Эти чудесные византийские мозаики были выполнены в маленьких тессерах, то есть стеклянных или каменных кубиках различных цветов. В среднем он занимает около 0,7-0,9 см2, а вся купольная программа охватывает примерно 1414 м2. Поскольку один мозаичный куб весит около 1-1, 5 г, то, по оценкам, вся купольная мозаика весила около семнадцати тонн (!), из которых примерно тринадцать тонн были сделаны из стекла.
8. Медальон купола
Последняя часть мозаичного убранства, расположенная в самой вершине купола, представляет собой медальон, который держат четыре ангела, а между ними – феникс – древний символ воскресения. Медальон относительно хорошо сохранился и состоит из: (снаружи) радужного кольца, богатой полосы растительности с веточками и листьями различных растений и синей полосы с четырнадцатью сохранившимися звёздами. Внутри этого круга раньше было изображение молодого Христа, держащего крест. Сохранилась лишь часть нимба, пальцы правой руки и верхушка креста.
К счастью, в недостающей части фигуры есть рисунок углём, который когда-то служил мастерам, выкладывающим мозаику. Сегодня этот эскиз позволяет воссоздать мозаику. Общее богословское изображение ранневизантийских мозаик купола — это изображение небес с золотым городом Небесного Иерусалима, известным из Апокалипсиса, затем выше в небесной иерархии ангелы или Старейшины, а в центре сам Христос.
9. Роспись апсиды
В средне-византийский период, примерно в IX веке, после иконоборчества, в полудоме апсиды была написана сцена Вознесения. Картина разделена на две горизонтальные зоны. На верхнем - Христос сидит внутри жёлтого диска, поддерживаемый двумя ангелами в ярких одеждах. Прямо под Христом стоит Дева Мария с поднятыми в молитве руками. Она окружена двумя ангелами и Апостолами. Над ними надпись с текстом Евангелия. Эта композиция характерна для византийских Салоников и, вероятно, повторяет ту же сцену с купола Салоникского собора Святой Софии, местного собора, который не следует путать с Константинопольским собором Святой Софии.
10. Оккупация и освобождение
В 1430 году Салоники были захвачены Османской империей, и многие из их церквей были превращены в мечети. В 1525 году эту судьбу разделил и собор Святой Софии, оставив роль епископского центра Ротонде. Эта ситуация продолжалась только до 1591 года, когда по приказу шейха Хортчлы Сулейман Эфенди Сулеймана Эфенди она была передана ордену мусульманских дервишей в качестве мечети. В этот период был возведён тонкий минарет, единственный, который пережил захват города греками в 1912 году и сохранился в полной высоте до наших дней.
Примечательно, что нижняя мозаика купола с христианской темой Небесного Иерусалима не была покрыта турками во время строительства мечети, в отличие от фрески апсиды.
В 1912 году Ротонда была вновь преобразована в церковь спустя более чем триста лет, но её первоначальное византийское название уже было забыто, и храм принял имя Святого Георгия, которое он носит до сих пор. В 1952 и 1953 годах, а затем снова в 1978 году мозаики были восстановлены после сильного землетрясения, поразившего Салоники. В настоящее время Ротонда доступна для посетителей как объект наследия ЮНЕСКО, но также служит православной церковью каждое первое воскресенье месяца.
В продолжение темы, читайте также о том, что случилось с Акрополем и почему он в один «прекрасный» день стал христианской церковью, а также мечетью.