Художник нидерландского Возрождения
Ян ван Эйк, во многом благодаря которому и возник нидерландский Ренессанс, родился в городке Маасэйк близ Маастрихта в провинции Лимбург. Точный год его рождения неизвестен – предполагается, что художник появился на свет с 1385 по 1390 годы. На занятия ван Эйка, безусловно, оказало влияние то, что его старший брат Хуберт был востребованным художником. Он и давал Яну уроки рисования. Впоследствии братья много работали вместе, выполняя заказы на роспись алтарей в соборах.
Младший ван Эйк, помимо живописи - своего главного занятия, интересовался географией, геометрией, химией, и благодаря своим способностям был на хорошем счету у знати. Он поступил на службу к графу Иоганну Баварскому, чей двор находился в Гааге, а позже стал придворным бургундского герцога Филиппа III Доброго. В 1427 году ван Эйк был направлен герцогом в Португалию, чтобы написать портрет его будущей невесты, принцессы Изабеллы. Художник создал два изображения, одно было отправлено Филиппу морем, другое – сушей, но до настоящего времени оба портрета не сохранились. Сам ван Эйк вернулся во Фландрию уже со свадебным кортежем.
Одним из самых значительных творений ван Эйка считается алтарь Собора Святого Бавона в Генте, над росписью которого начинал работу брат Хуберт. В 1426 году старший ван Эйк скончался, и завершал работу над алтарем уже младший Ян. Как отмечают искусствоведы, даже если бы ван Эйк не создал за свою карьеру ничего, кроме Гентского алтаря, в истории он все равно остался бы одним из величайших представителей Раннего Возрождения. На 24 панелях алтаря изображены 258 фигур, а все произведение демонстрирует новый, ванэйковский стиль живописи, который позже разовьется у других нидерландских художников и станет визитной карточкой Северного Возрождения.
Отходя от средневековых традиций в изобразительном искусстве, ван Эйк, сохраняя на большинстве своих работ религиозную тематику, делал ставку на реализм. Большое внимание он уделял деталям, которые, с одной стороны, придавали сюжету точность, объективность, а с другой – часто носили выраженный символический характер. Библейские персонажи и фигуры святых у ван Эйка оказывались помещенными в повседневную, «земную» обстановку, где каждый элемент был изображен тщательно и с любовью. В этом смысле отмечается влияние на творчество ван Эйка другого нидерландского художника, Робера Кампена, в настоящее время называемого родоначальником традиций Северного Ренессанса.
Кампен считается вероятным автором картин Флемальского алтаря и алтаря Мероде, выполненных с куда большей реалистичностью, чем все созданные к тому времени произведения соборной живописи. К сожалению, установить точное авторство работ художников Раннего Возрождения сложно, так как до XV века обычая подписывать свои картины не существовало.
Символизм и загадки картин ван Эйка
Здесь новатором опять же стал Ян ван Эйк – одна из первых картин с подписью художника носит название «Портрет четы Арнольфини». Это, вероятно, самое узнаваемое произведение нидерландского мастера – и репутация эта заслужена как удивительным качеством письма, создающим эффект трехмерности пространства, погруженности в интерьер на холсте, так и неоднозначной трактовкой происходящего на картине, равно как и смысла отдельных интригующих деталей.
Ван Эйку приписывается слава изобретателя масляных красок – на самом же деле он усовершенствовал состав, которым пользовались художники того времени. Краски на основе масел делали уже с XII века, но эти краски долго высыхали, а высохнув, быстро теряли цвет, растрескивались. Широкие интересы ван Эйка и его знания в области химии помогли художнику усовершенствовать состав, благодаря чему стало возможным наносить краски слоями, как плотными, так и прозрачными. Многослойные мазки позволяли добиться объемности изображения, игры света и тени – это стало особенностью фламандской манеры письма.
По всей вероятности, на картине изображен купец Джованни ди Николао Арнольфини в момент заключения брака. Произведение до настоящего времени вызывает споры и различия в трактовке сюжета. Несомненно, во всяком случае, то, что эта работа ван Эйка – первый парный портрет в истории европейской живописи. Интересна подпись, которую сделал художник. Она размещена не внизу картины, а между изображениями люстры и зеркала. Довольно неожиданны слова «Ян ван Эйк был здесь» - это напоминает не столько подпись автора, сколько свидетельство присутствия при некоем официальном событии.
Другие вопросы возникают, например, при взгляде на фигуру невесты – по всей видимости, не являющейся беременной, несмотря на кажущиеся признаки, на скинутую обувь, отражение в зеркале за спиной мужчины и женщины и еще на ряд символов, разгадка которых интересна и спустя более половины тысячелетия с момента создания картины.
Старые сюжеты и новая живопись
Значительная часть наследия ван Эйка посвящена религиозным сюжетам, среди них – большое количество изображений девы Марии. Мадонны ван Эйка помещены в весьма реалистичные интерьеры, где тщательно написана каждая деталь. При этом автору свойственно нарушать пропорции – как на картине «Мадонна в церкви», где фигура Марии кажется неестественно большой в интерьере храма.
«Мадонна канцлера Ролена» прославила советника Филиппа Доброго, канцлера Бургундии и Брабанта. Вероятнее всего, картина была заказана для фамильной часовни сыном Ролена. На полотне изображены три фигуры – Дева Мария, Младенец Иисус и сам канцлер. Но внимание зрителя не может не обратиться к пейзажу, который благодаря окну разделен на три части: за фигурой канцлера видны дома и городские постройки, за Мадонной – церкви. Эти две части разделяет река, проводя границу между светским и духовным. Берега реки символически соединены мостиком.
Начиная с 1431 года художник жил в Брюгге, где построил дом и женился. Крестным отцом первого из десяти детей ван Эйка и его жены Маргариты был герцог Филипп Добрый. Умер художник в 1441 году.
О творческом пути ван Эйка нидерландский искусствовед Карел ван Мандер отозвался так:
«То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
Северное Возрождение имеет свои характерные черты. В отличие от мастеров итальянского Ренессанса ван Эйк и его последователи шли скорее по пути создания нового искусства, а не возрождения античных традиций. На картинах голландца во внешнем облике человека читается его личность, а вся композиция является гармоничной и продуманной, благодаря единству пространства. Ван Эйк открыл для живописи и ряд приемов – таких, как поворот три четверти. И, бесспорно, его творчество – кладезь сведений о быте, моде, традициях тех времен, своего рода документалистика периода Возрождения.