Предыстория
Несмотря на его легендарный статус, существует на удивление мало записей, касающихся Ясукэ и большая часть его жизни остаётся неизвестной даже сегодня. Никто не уверен в его этнической принадлежности, записи иезуитов, которые были написаны десятилетия спустя, говорят, что он, скорее всего, был из Мозамбика, но и это остаётся без каких-либо доказательств и подтверждений. Другие предполагают, что он принадлежал к суданскому народу динка, который хорошо известен своим смуглым цветом лица, высоким ростом и воинским мастерством, которыми, как говорили, обладал Ясукэ.
Именно с итальянским миссионером-иезуитом Алессандро Валиньяно Ясукэ оказался в Японии. Мнения расходятся в том, был ли он рабом иезуита или, скорее, освобождённым слугой, а быть может и вовсе телохранителем. Несмотря на это, его прибытие в Японию сразу же привлекло внимание местных жителей, поскольку иностранцы из Африки считались чрезвычайно редкими и экзотическими, даже по сравнению со светлокожими европейцами.
Король Демонов
Только в 1581 году, когда Валиньяно и его свита отправились в столицу Киото, по-настоящему началась легенда об африканском самурае. В это время Киото находился под контролем одной из самых известных исторических личностей Японии и первого великого объединителя: Оды Нобунаги. Он был известен как Король Демонов за его исключительную доблесть в войне и стратегии во время Сэнгоку Дзидай. После десятилетий войн Ода поднялся как во власти, так и в престиже, став самым могущественным военачальником и фактическим лидером Японии к 1581 году.
Когда посланцы иезуитов представили Ясукэ человека Оде, военачальник не поверил своим глазам, так как никогда раньше не видел темнокожего человека. Думая, что человек перед ним был выкрашен чернилами, он попросил его раздеться до пояса и вытереть кожу. Доказав, что это не было уловкой, Нобунага сразу же проявил глубокий интерес к иностранцу, подарив ему определённую сумму денег в конце их первой встречи.
Сделка, дружба, служба
Нобунага был известен как эксцентрик, когда дело касалось иностранных диковинок и стиля, исключением не стал и темнокожий молодой человек. Ясукэ быстро освоился с изучением языка и стал прекрасным собеседником для Короля Демонов. Их часто видели разговаривающими вместе наедине или в компании других людей. Кроме того, мужчины разделяли большой интерес к искусству, включая танцы и музыкальную драму. Больше всего на свете Ода предпочитал окружать себя умными, хорошо дисциплинированными людьми, независимо от класса. Тот факт, что Ясукэ был одним из немногих, кому разрешалось регулярно обедать с ним, показывает, как высоко он ценил своего спутника.
И в скором времени Нобунага предложил Ясукэ присоединиться к его свите в качестве самурая. Япония никогда прежде не видела, чтобы иностранцу предоставляли эту должность, и, учитывая тот акцент, который их культура делает на чести и заслугах, весьма маловероятно, что подобное приглашение последовало из-за дружеских отношений. В то время как другие самураи обучались с самого раннего возраста, Ясукэ научился всему за год и в конце концов оказался рядом с самым могущественным дайме в Японии.
В течение года Ясукэ стал неотъемлемой и очень примечательной частью внутреннего круга Оды. Многие различные чиновники, генералы и посетители отмечали этого массивного африканского самурая рядом с дайме, часто упоминая его в своих дневниках. Его внушительный рост почти в два метра (сто восемьдесят девять сантиметров) означал, что он возвышался над окружающими, и Нобунага часто хвалил его за то, что он обладал силой десяти человек. Как самурай, Ясукэ должен был повсюду сопровождать своего дайме, и летом 1582 года он должен был выехать из столицы на восток вместе с Нобунагой, чтобы осмотреть недавно завоёванные земли клана Такэда. Там он встретился с высокопоставленными и видными представителями той эпохи, включая Токугаву Иэясу, который в конечном итоге объединит всю Японию, претендуя на мантию сегуна.
Поездка была прервана просьбой о военной помощи на западе одного из генералов Нобунаги, и пара быстро отправится на запад, ненадолго остановившись в храме Хонно-дзи в Киото, чтобы отдохнуть. Будучи в храме, Ода обнаружил, что его предал вероломный генерал Акэти Мицухидэ, и святилище подверглось нападению тринадцати тысяч солдат, при защите всего нескольких десятков слуг, включая Ясукэ.
Несмотря на безнадежную ситуацию, Ясукэ и его помощникам удалось сдержать нападавших и не дать им войти в святилище. Однако, зная, что нет никаких шансов спастись, Нобунага и несколько его слуг совершают сеппуку и поджигают святилище, позволяя Ясукэ сбежать к сыну Оды, на которого также напали в соседнем замке.
К сожалению, Ясукэ и сын Нобунаги вновь оказались под атакой войск Акэти Мицухидэ. Снова оказавшись в безнадёжном меньшинстве, он продолжал сражаться, пока не попал в плен после смерти сына Нобунаги. С того самого момента его судьба и возможная дальнейшая жизнь стала не более чем просто домыслами. Одни говорили, что он был убит, в то время как другие шептались о том, что, когда его привели к Мицухидэ, генерал сравнил его с животным и после сослал обратно в христианскую церковь в Киото.
Наследие
До наших дней сохранилось мало записей и ещё меньше изображений африканского самурая, несмотря на его уникальность и почти фантастическую историю. Есть всего лишь два предмета, на которых по мнению учёных и историков изображён темнокожий самурай.
Первый - чернильница, выполненная в стиле Римпа, на которой изображён высокий темнокожий мужчина, одетый в высококлассную португальскую одежду, которую обычно носили иезуиты, действующие из Гоа и восточной Африки. Второй - темнокожий борец сумо, противостоящий самураю, которого обычно считают самим Одой Нобунагой. Хотя художники обоих предметов неизвестны, вполне вероятно, что это на самом деле Ясукэ, поскольку оба были сделаны в течение двадцати лет после его службы клану Ода.
Несмотря на то, что о Ясукэ забыли почти четыреста лет назад, интерес к нему начал расти, поскольку исторические перспективы начинают отходить от их типичных этноцентрических точек зрения. Был создан ряд работ, либо основанных на жизни самурая, либо вдохновлённых ею. Они включали в себя несколько телевизионных программ, рассказов и манг, основанных на его жизни и периоде. Во всяком случае, популярность легенды продолжает расти. Кроме того, в апреле прошлого года Netflix выпустил анимационный сериал альтернативной реальности, просто названный Yasuke, который был хорошо принят критиками, что ещё раз говорит о том, насколько легендарным был этот человек.