С самого начала римская религия была политеистической. Из первоначального массива богов и духов Рим добавил к этой коллекции, чтобы включить как греческих богов, так и ряд иностранных культов. По мере расширения империи римляне воздерживались от навязывания своих религиозных убеждений тем, кого они завоевали; однако это включение не должно быть неверно истолковано как терпимость — это можно увидеть по их ранней реакции на еврейское и христианское население. В конце концов, все их боги будут смыты, постепенно заменены христианством, и в глазах некоторых ученых это изменение привело к упадку Западной империи.
Ранние формы римской религии носили анимистический характер, считая, что духи населяют все вокруг, включая людей. Первые граждане Рима также верили, что за ними наблюдают духи их предков. Первоначально к этим «духам» была добавлена Капитолийская Триада (возможно, полученная от сабинян) — новые боги включали Марса, бога войны и предполагаемого отца Ромула и Рема (основателей Рима); Квирина, обожествленного Ромула, который наблюдал за народом Рима; и, наконец, Юпитера, верховного бога. Им вместе с духами поклонялись в храме на Капитолийском холме. Позже, благодаря этрускам, триада изменилась, включив Юпитера, который оставался верховным богом; Юнону, его жену и сестру; и Минерву, дочь Юпитера.
Из-за присутствия греческих колоний на нижнем полуострове римляне приняли многих греческих богов как своих собственных. Религия и миф стали одним целым. Под этим греческим влиянием римские боги стали более антропоморфными – с человеческими характеристиками — ревностью, любовью, ненавистью и т.д. Однако эта трансформация была не в той степени, которая существовала в греческой мифологии. Города принимали своих собственных божеств-покровителей и проводили свои собственные ритуалы. Храмы в честь богов были построены по всей империи; однако эти храмы считались «домом» Бога; поклонение происходило вне храма. Хотя это слияние римских и греческих божеств во многом повлияло на Рим, их религия оставалась практичной.
В древние времена не было никакого священнического класса; это была общественная должность. Эта практика распространится даже на императорский дворец. Со времен императора Августа император должен был принять титул pontifex maximus, или главного жреца. Кроме понтификов существовали авгуры, люди, которые «читали» внутренности животных и полет птиц, чтобы толковать знамения, или, другими словами, волю богов. Были проведены сложные ритуалы, чтобы принести римлянам победу в битвах, и ни одно объявление войны или крупное событие не предпринималось без явного одобрения богов. Начиная со времен этрусков, с прорицателем всегда советовались, и считалось опасным игнорировать предзнаменования. Спуринна, римский прорицатель, «читал» внутренности животных и предвидел смерть Юлия Цезаря в Мартовские иды.
По мере того как империя расширялась на Балканах, в Малой Азии и в Египте, римская религия поглощала многих богов и культы завоеванных народов, но главным влиянием всегда оставалась Греция. За редким исключением, большинство римских богов имели своих греческих двойников (вернее сказать, наоборот – греки повлияли на выбор пантеона). Эта римская мифология оказала бы значительное влияние на империю-политическое и социальное — а также на будущее западной цивилизации. Достаточно взглянуть на названия дней и месяцев (вторник, суббота, январь и июнь), языки европейских народов и названия планет (Марс, Юпитер, Сатурн и Плутон), чтобы осознать это влияние.
В то время как изучение римской мифологии имеет тенденцию подчеркивать главных богов — Юпитера, Нептуна (бог моря), Плутона (бог подземного мира) и Юноны – существовал ряд “второстепенных” богов и богинь, таких как; Амур, бог любви; Пакс, Бог мира; и Фурии, богини мести. Однако, рассматривая религию Рима, необходимо рассмотреть влияние наиболее важных богов. Главными среди богов были, конечно, Юпитер, римский эквивалент Зевса (хотя и не столь игривый), и его жена/сестра Юнона (у греков Гера). Он был царем богов, контролировал погоду и силы природы, используя молнии, чтобы дать предупреждение народу Рима. Первоначально связанный с сельским хозяйством как Юпитер Элиций, его роль изменилась по мере роста города, в конечном итоге он получил свой собственный храм на Капитолийском холме. Юнона была Верховной богиней с храмом на Эсквилинском холме, она была богиней света и Луны, воплощая все добродетели римской матроны — она стала богиней родов и плодородия.
После Юноны идет Минерва, римское имя Афины (богини-покровительницы Афин), и Марс, бог войны (у греков Арес). Согласно легенде, Минерва вышла из головы Юпитера с вооружением. Она была богиней торговли, промышленности и образования. Позже она будет идентифицирована как богиня войны, а также покровительница врачей, музыкантов и ремесленников. Хотя Марс больше не входил в Капитолийскую триаду, он оставался важным Богом для Рима. Римские военачальники приносили ему жертвы до и после сражений, и вторник (Martes) назван в его честь.
Есть несколько меньших богов (все с храмами, построенными им) — Аполлон, Диана, Сатурн, Венера, Вулкан и Янус. Аполлону не было равных в Риме, и он был просто греческим богом поэзии, медицины, музыки и науки. Первоначально он был привезен в город этрусками, чтобы отогнать чуму, и был вознагражден храмом на Палатинском холме. Диана, римская сестра Аполлона, эквивалентная греческой Артемиде, была не только богиней диких зверей и Луны, урожая, но и богиней охоты. Другим богом, принесенным в Рим этрусками, был Сатурн, земледельческий Бог, равный греческому Крону и изгнанный с небес Юпитером.
Фестиваль в его честь, Сатурналии, проводились ежегодно между 17 и 23 декабря. В его храме, расположенном у подножия Капитолийского холма, размещались государственная казна и указы Сената. Другой римской богиней была Венера, которая родилась, согласно мифу, из пены морской (у греков Афродита). Согласно Гомеру, она была матерью Энея, героя Троянской войны. Конечно, планета Венера названа в ее честь. Следующим был Вулкан, также изгнанный с небес Юпитером, который был хромым (вызванным его изгнанием), уродливым кузнецом и богом огня (в греческой мифологии Гефест, муж Афродиты). Наконец, был Янус, которому не было равных в Греции. Он был двуличным стражем дверных проемов и общественных ворот. Янус ценился за свою мудрость и был первым богом, упомянутым в молитве человека; из-за его двух лиц он мог видеть и прошлое, и будущее.
Нельзя забывать весталок-девственниц, у которых не было греческого аналога. Они были хранителями очага в Атриуме Весты. Это были девочки, избранные только из класса патрициев в нежном возрасте шести лет, начавшие свое служение богине Весте в возрасте десяти лет, и в течение следующих тридцати лет они будут жить при храме и сохранять свою невинность. Служа девственницей-весталкой, девушке запрещалось выходить замуж, и она должна была оставаться целомудренной. Некоторые предпочли остаться на службе у Весты, прослужив свои тридцать лет, поскольку в возрасте сорока лет они считались слишком старыми, чтобы создать семью. Нарушение обета целомудрия приводило к казни.
Помимо поклонения этим богам существовало несколько культов-Вакха, Кибелы, Исиды, Сераписа, Сивиллы и больше всего Имперского культа. Некоторые из них были с готовностью приняты римским обществом, в то время как другие боялись власть имущих. Вакх был римским божеством, связанным как с греческим богом Дионисом, так и с ранним римским богом Либером Петри, также богом вина. Вакха лучше всего помнят по его пьянящим празднествам, проводившимся 17 марта, в день, когда римский юноша должен был стать мужчиной. По мере распространения его культа Римский Сенат осознал его опасный потенциал и приказал его подавить в 186 году до н. э., а затем культ ушел в подполье.
На самом деле римская и греческая религия очень схожи по стилистике, но все-таки они отражали реалии своих стран, похожих, но в то же время таких разных. И от этого не менее интересных.