У разных народов подобные существа имеют как общие черты, так и свои национальные особенности, иногда весьма неожиданные. Самое время разобраться, в каких же домашних духов верили (и верят до сих пор) люди в разных уголках нашей планеты.
Наш главный герой — домовой восточных славян
Откуда домовые взялись — вопрос спорный. Но самая популярная версия гласит, что они — духи грешников, не покаявшихся перед смертью. Когда-то они были слугами славянских богов Велеса и Ярилы. Во искупление вины боги назначили домовых хранителями и помощниками в дома их потомков.
Домовые невидимы, но иногда могут показаться хозяевам в виде маленького (до полуметра) бородатого деда — или вообще целиком покрытого шерстью. Лицом домовой обычно похож на хозяина дома или его предка, а одет по-разному: если в доме достаток, то и домовой в кафтане и сапогах, а вот в бедной семье он может быть и голым. Но так как домовой — существо мифическое, он, конечно же, может превращаться в любое животное или человека. Да и разные славянские народы очень уж по разному описывали внешность домовых. Например, домовой у беларусов — хатник — часто описывается как страшная собака с красной головой и сивой бородой.
Прячется домовой обычно на чердаке, в дымоходе или под порогом. Но его любимое место — за печкой, потому его иногда так и звали запечником.
В каждом доме обязательно должен был быть свой домовой, без него все приходит в запустение. Он не только помогает заботиться о скотине и выполнять домашнюю работу, но и исцеляет от болезней, предсказывает будущее и противостоит любой нечистой силе.
Впрочем, похулиганить домовой тоже любит. Шутки ради он может стучать по стенам, щекотать хозяев во сне или жутко вопить дурным голосом. Но пользы от него все-таки больше, так что можно и потерпеть.
Домовой всегда считался самым добрым из всех мифических существ славян. Но и разозлить его возможно — тогда он уже не просто будет шутить, а начнет душить хозяев по ночам и изводить скотину. Рассердиться же он мог по очень разным поводам: пьянство, лень и ругань в доме. А еще он любит подарки: всякие побрякушки, цветные ленточки и вкусняшки — так озорника и задабривали. Кстати, хотя домовые и не боятся святого образа, христианская церковь причисляет их к нечистой силе и не поощряет дружбу с ними.
Домовой отвечает исключительно за дом, где живут хозяева и считается старшим духом
Если хозяйство большое, домовой заводит целую армию помощников. В каждом помещении должен быть свой дух-хранитель. Или вредитель — с какой стороны посмотреть. Внутри дома домовому помогают воструха, цмок и коргоруши. Воструха живет за печкой и оберегает имущество, а бонусом — и честь молодых девиц.
Цмок в доме не живет, но прилетает к своему хозяину под разными видами, например, превращаясь в курицу или крылатую ящерицу. Он привлекает богатство в дом, делает земли плодородными, а скотину — продуктивной. Говорят, он даже может помочь в поиске клада. В благодарность его нужно подкармливать яичницей — а то может и хату спалить.
Ну а коргоруши — это помощники домового, похожие на кошек. У них есть очень интересная обязанность — приносить своему хозяину припасы и деньги из других домов.
За зерновыми запасами семьи следят овинник и амбарник. Оба с очень вредным характером и очень враждебно настроенные по отношению к человеку. Так что в овин и амбар раньше ходили чуть ли не на цыпочках — и уж точно не по ночам.
Дворовой присматривал за скотиной. Тоже достаточно вредный дух со странными капризами — он не любит новорожденных животных, белых кошек, собак и сивых лошадей. Если хочешь завести новую скотину, надо попросить у него разрешение, иначе изведет. У дворового и свои помощники есть, отвечающие за разных животных, такие как баган — покровитель домашнего рогатого скота или вазила, охраняющий лошадей.
Но самыми зловредными считаются помощники домового в бане. Там могут жить банник или обдериха — оборотень, способный прикинуться чем и кем угодно. Эти банные духи очень привередливы, если им что-то не нравится, они могут бросаться горячими камнями, плескаться кипятком — ну и содрать кожу с человека, конечно.
Так что ходить в баню в одиночестве, да еще и после полуночи лучше не рисковать. Таким банным приключениям, кстати, посвящена целая глава в прошлогодней игре «Черная книга», посвященной как раз славянским поверьям.
Но есть духи и похуже — они никак не помогают в хозяйстве, но постоянно заводятся дома и мешают жить
Хотя бывают и исключения, например, в доме может поселиться полазник. Его всегда любили, ведь он считается добрым духом, владеющим заклинаниями о здоровье людей и скота. А еще он нашептывает домочадцам в ухо пророчества и приносит счастье в новом году. Поэтому в его честь раньше устраивались веселые гадания.
Но куда чаще в доме могли завестись духи, склонные к мелкому вредительству, например шалуньи нички, творящие всевозможные беспорядки, особенно по пятницам. Или игоша, бродящий ночью по избе. Хоть он и считается не опасным, лучше его не встречать, так как этот дух некрещеного или мертворожденного ребенка выглядел как безрукий и безногий уродец — не самое приятное зрелище, «Ведьмак 3» не даст соврать.
Но хуже всего, если заведется кикимора — оборотень, способный превращаться в разных животных. Внешность у нее весьма неприятная: маленькая, тощая, растрепанная женщина с крохотной головой и длиннющим носом — точно не пятничная муза. Хотя…
Кикимора утратила связь со смертью, но вредоносность сохранила очень хорошо, из-за чего по ночам гремит посудой, путает и рвет пряжу, выщипывает шерсть у овец и изводит детей.
У тюркских народов, как и у славян, каждое обжитое пространство, должно было иметь своего хозяина, чтобы там не завелись шайтаны
Так, татарский домовой живет в погребе. И если он любит свой дом, то увидеть его можно в образе пожилой женщины. А в заброшенных домах он приобретал вид страшной горбатой старухи с морщинистым лицом. Так же в большом почете у многих тюркских народов в давние времена был старик Зенги (Зенги-Баба) — покровитель домашних животных. И чтобы скотина плодилась каждый год, нужно давать милостыню на его имя.
А вот чувашский домовой хĕртсурт живет на кухне. Но когда-то и у чувашей все духи дома обосновывались возле печи — тогда особенно почиталось домашнее божество огня Вут, которое могло призвать духов предков на помощь хозяевам дома. Ему молились на коленях у печи и приносили жертвенную пищу – кисель, кашу, жареную утку. Иначе в доме мог завестись злой дух вупăр — вампир, приходящий ночью в образе домашних животных, огненного змея или человека. Он наваливался на спящих людей, душил и посылал им кошмары.
Интересное представление об образе домового сложилось у бурятов — культ монгол-бурханов, духов хозяев местности
Эти духи выполняют обязанности охранников, хозяев дома и двора. Молятся им два раза в год: весной и осенью, принося на специальный жертвенные камни дары в виде белой пищи и водки.
Монгол-бурханов может быть много и живут они вообще в любом месте усадьбы: хоть в камнях, хоть столбах изгороди. Важнейшая задача — всех их найти, пересчитать и выяснить имена. С этим может справиться только шаман. На всех местах, где шаман замечал духов, ставится отметка, чтобы случайно не осквернить обиталище.
Но с монгол-бурханами связана одна сложность — они привязаны к своей территории, а это проблема, если вдруг грядет переезд. Их невозможно забрать с собой. Считается, что оставшиеся без хозяев духи могут принести много неприятностей соседям или новым жильцам. Каждая молодая семья при помощи специального ритуала должна обзавестись своими собственными монгол-бурханами, и если они придут жить в чужой дом, то будут неизбежны разборки между духами.
Ну и без злых домашних духов буряты тоже не остались. Есть, например, ада — это души умерших детей. У них есть сходство с домовыми, но все же это злые духи, несущие болезни и смерть. Они ведут панковский образ жизни — плюют и мочатся в продукты хозяев жилища, отсюда и болезни. Но особенно опасен ада для детей — их дух царапает и душит. А может и кровь высосать, или жизненную силу — через ухо.
Ада — оборотень, и может превращаться во что угодно: в человека (часто уродливого, с окровавленным ртом), в животное, какой-то бытовой предмет или даже в аморфное существо с огромными круглыми глазами и когтистыми лапами. И воняет он знатно — псиной, кошачьей мочой и луком. Живет ада в темных местах дома и, в отличие от монгол-бурханов, следует за хозяевами куда угодно. В более поздних поверьях начала XX века говорится и о добрых ада, которые заботятся о детях, караулят скот, охраняют имущество — то есть, выполняют функции домовых.
Очень забавные отношения с духом очага Цзяо-ван сложилось у китайцев — он похож на чиновника
Цзяо-ван следит за всем, что творится в доме, даже подслушивает разговоры. В конце года он отправлялся к Нефритовому государю с подробным докладом обо всех делах, происшедших в семье. В новогодние праздники китайскому духу очага нужно поднести особые угощения: пельмени, маньтоу и обязательно кунжутный рулет и рисовую водку. Смысл в этом такой — придет Цзяо-ван во дворец пьяный, со слипшимися от рулета зубами и не сможет рассказать ничего плохого Нефритовому государю, будет только молчать и улыбаться. В современном Китае уже мало кто поклоняется духу очага, но традиция готовить пельмени и кунжутные рулеты на новогодние праздники сохранилась.
Есть в Китае еще один любопытный мифический персонаж — умеющий предсказывать будущее дух-хранитель отхожих мест Цзы-гу. Ну а что — это тоже, скажем так, обжитое пространство. В Азии вообще принято верить в духов сортиров, но Цзы-гу интересна тем, что у нее есть реально существовавший прообраз.
По преданию, в конце VIII века девушка по имени Цзы-гу работала служанкой у богатого чиновника, который на нее очень запал и захотел сделать своей наложницей. Его жена из ревности в канун праздника фонарей убила несчастную прислугу, проткнув мечом. Тело девушки она скинула в выгребную яму.
Нефритовый Владыка посчитал, что Цзы-гу не заслужила такой участи и решил оставить ее при дворце, назначив какой-нибудь богиней. Но вот незадача — к тому моменту из-за его доброты развелось столько богов-покровителей, что все места были заняты — начиная с гор и морей, заканчивая сараями. Вот он и определил в подчинение Цзы-гу туалеты. А чтобы ей не было обидно — дал дар предсказаний, и именно этот дар сделал Цзы-гу очень почитаемым духом у знатных дам в эпоху Сун. 15-го числа первого месяца года даже проводились специальные обряды в ее честь с гаданиями.
Удивительно мирные домовые обитают в Японии
Удивительно, потому что японская нечисть, ёкаи — это настоящая дичь и сумасшествие. Мы хорошо знаем это как минимум по играм серии Nioh и свежей Ghostwire: Tokyo — на эту тему у нас даже отдельный текст есть.
Ближайший аналог домовых в японской культуре — это ёкай дзасики-вараси или дитя из гостиной комнаты. Это духи в виде призрачных детей, одетых в традиционные японские одежды — они приносят удачу и богатство. Это вообще очень добрые духи, что большая редкость для ёкаев. Особенно они любят пожилые бездетные пары и детей, хотя и одиноким старикам тоже покровительствуют.
Увидеть их можно редко, а вот их безобидные шалости заметны. По ночам они смеются и громко говорят детскими голосами, а еще издают странные звуки и играют священную синтоистскую музыку.
На острове Сикоку также верят (некоторые — до сих пор) в духа-домового акасягуму. Это красноволосые дети, дружные с дзасики-вараси. Никакой заметной пользы они не приносят, только проказничают. Впрочем, шутки у них безобидные — акасягумы щекочут пятки спящим людям и по ночам съедают всю оставленную без присмотра еду.
В западных странах все домашние духи очень похожи друг на друга — у них много общего со славянским домовым, но не обделены они и национальным колоритом
В немецких домах хозяйничают седобородые и толстопузые вигты, в Испании крохотные, не больше человеческой ладони, проказники трасчо, большие любители музыки и музыкальных инструментов. Финские домовые котихальтиа или тонтту, похожи на маленьких людей — они большие скромники, настолько, что даже тени не отбрасывали. Еще они обожают печь пирожки и ржаной хлеб, а замешивая тесто, поют арии. Летом же финские домовые с удовольствием ухаживают за садом.
Голландский каботер тоже очень скромный — работящий, мастер в плотницком деле, добрый к людям, особенно к детям, для которых вырезает деревянные игрушки. Но, увы, каботер слегка глуповат и может портить блюда, стараясь помочь в готовке. Впрочем, с обдиранием кожи и высасыванием души через ухо это не сравнится, можно потерпеть!
Во Франции когда-то верили в весьма шкодливых лютенов. Они любят развлекаться по полной, например, запутывают спящим людям волосы в колтуны или пугают молодых девушек, превращаясь в больших мохнатых пауков. Но уж очень они любят ухаживать за животными и играть с детьми — за это их и терпели.
Переехали лютены с французами и в США. Но то ли им климат не подошел, то ли в дороге укачало — превратился лютен в неприятное, пугающее существо с гнилыми зубами и налитыми кровью глазами, известное как Красный карлик Детройта. Он предвещает всевозможные несчастья: убийства, наводнения, пожары и мор. Встретить его — очень плохая примета. Тем более красный карлик сам по себе существо злобное, может просто напасть и даже убить. Образ красного карлика настолько популярен, что в честь него названо детройтское пиво и красное французское вино.
В Норвегии был очень почитаем маленький, невидимый народец — ниссе. Они, как и все домовые духи, проказничают — прячут вещи, переводят стрелки часов, переставляют предметы. Однако они же незаменимы как помощники по дому, приносящие счастье, радость и благополучие. Сейчас очень популярен и раскручен образ рождественских ниссе, выполняющих роль нашего Деда Мороза. Эти малыши постоянно таскают на себе набитые до отказа мешки с подарками и потому выглядят усталыми и сгорбленными. Водятся ниссе не только в домах, но и на кораблях.
Что касается корабельных духов, то балтийскими моряками очень почитался клабаутерманн — дух добрый, но ехидный
Его никто никогда не видел, но все знали, что это маленький, седоволосый и бородатый человек с красным лицом, в матросской одежде. Клабаутерманн указывает на недостаточно надежные места на корабле и помогает их укреплять, конопатит корпус и предсказывает кораблекрушения. В общем, без него в море лучше не выходить.
В давние времена матросы очень уважали клабаутерманна и не скупились на угощения для него. А что надо настоящему моряку, так это чарка доброго пунша или грога — ее обязательно ставили каждую ночь под шпиль. По поверьям, при гибели корабля, дух уходил в пучину вместе с ним, и там, на глубине, сторожил добро и останки моряков от разграбления и надругательств.
А вот дух средиземноморских кораблейгобелинбыл совсем другого нрава. Днем его было не слышно и не видно, но вот ночью он начинал пакостить: подрезал веревки у гамаков, ставил подножки матросам, несущим вахту, мог засвистеть спящим в ухо. И много воровал, хотя это не точно — возможно, в пропаже денег и табака из карманов виноват был вовсе не гобелин.
Нельзя обойти стороной и Британские острова — настоящий рассадник домовых духов
Британский фольклор вообще отличается контрастностью и разнообразием — в нем смешалась мифология кельтов, германцев, бриттов, саксов, галлов, англичан, шотландцев, валлийцев и ирландцев.
Так, в кельтской мифологии есть волшебная страна, в которой живет маленький народец — фейри. Но многие из них любят жить в человеческих жилищах или рядом с ними. В каждой части Британских островов, в каждом графстве Англии есть свои уникальные фейри с одной общей чертой — они не любят жадных и ленивых, но любят веселых и щедрых. И совершенно не выносят обман.
Самые известные и типичные из них — брауни, очень похожие на славянских домовых как внешностью, так и обязанностями. Это очень трудолюбивые маленькие человечки с взъерошенными волосами и бурыми лицами. Они выполняют буквально всю работу в доме и во дворе, за что получают вкусные угощения: сливки, кашу и пироги. Брауни очень обидчивы, особенно если критиковали их работу, а обиженные духи — не подарок. Злые брауни проказят и наводят дома беспорядок, только если дело происходит не в Шотландии — тамошние домовые на мелочи не размениваются и просто душат всю семью.
Так же в доме может поселиться боггарт — вероятнее всего, это дух одного из прежних хозяев. Они в общем-то безвредны, но иногда сильно хулиганят, щекочут людей по ночам и стягивают с них одеяло. Поэтому ими часто пугают непослушных детей.
Маленький народец помогал людям во всех ремеслах и жил не только в домах
В защите нуждаются разные постройки, отсюда и довольно экзотические духи вроде ирландских клуриконов — защитников винных погребов. Обычно они одеты в красный ночной колпак, кожаный фартук, голубые чулки и башмаки с серебряными пряжками. Задача их проста — следить за сохранностью вина и прочего алкоголя и гнать в шею потенциальных воров. Само собой, сами они постоянно вусмерть пьяны, а потому ведут себя соответствующе. Однако пользы от клуриконов больше, чем бед, а потому раньше хозяева при переезде старались забрать их с собой, перевозя в пустой бочке.
Британским мельникам помогал киллмулис — мельничный дух. Он, как и положено домовым, проказит, но никогда не отказывает в помощи полюбившемуся хозяину. Мельник обычно зазывал своего помощника при помощи специального стихотворения-заклинания. Кроме повседневной мелкой работы, киллмулис может помочь и в бытовых делах и предсказать грядущие беды. Всем он хорош, только внешность подкачала — безобразный, безо рта, но с огромным носом, через который он вдыхает еду.
Похожий дух есть и у восточных славян, и у соседствующих с ним северных народов. Обычно называют его просто мельничник — днем он следит за работой мельницы, а ночью наказывает всех, кто это работу вздумает продолжить. За такое он может лишить сна и навести всякие бытовые беды.
Разумеется, есть свои духи в монастырях и на кладбищах
С XV века распространилось множество историй о монастырских увальнях, живущих в винных погребах при монастырях. Эти существа, считающиеся демонами, всячески совращают погрязших в роскоши и распутстве монахов, приобщая их к пьянству, обжорству и разврату. Очень удобно, когда это не ты согрешил, а бес попутал. Похожий дух живет в трактирах, а точнее — в их кладовых. Особенно такой «домовой» любит заведения с плохой репутацией, где хозяева и персонал грубы и не чисты на руку.
Свои духи есть и у непосредственно церквей. Самый известный — грим. В средние века в Великобритании и Скандинавии служители церквей не дожидались, пока грим появится сам, и создавали его, заживо закапывая черную собака на северной стороне церкви. Считалось, что этот попахивающий сатанизмом ритуал создаст духа, который будет следить за безопасностью и благосостоянием церкви.
Но вообще гримы бывают разные. Например, шведский грим предстает не в виде черной собаки, а как ягненок — потому, что в Швеции в дни раннего христианства было принято зарывать ягненка под алтарным камнем. А в Дании все тем же живодерским способом в жертву приносилась кладбищенская свинья. Грим любит слушать колокольный звон, а иногда и сам в полночь звонил в колокол — это предвестие смерти.
Ну а самая современная версия «домовых» в популярной культуре — это гремлины, зловредные существа, люто ненавидящие технику
И вы наверняка знаете их по черной комедии Джо Данте из 80-х. Но не в фильме они появились впервые — гремлины были очень «популярны» еще среди английских летчиков в период Второй мировой войны. Эти маленькие, до полуметра, человечки с «эльфийскими» ушами и желтыми глазами когда-то были лесными жителями. Но пришли люди, вырубили лес и на освободившейся территории начали строить самолеты. Поэтому оставшиеся без дома гремлины переселились именно на их борта и возненавидели их.
Гремлины носят комбинезоны и всегда имеют при себе все необходимые инструменты, которыми очень ловко орудуют, выводя из строя летательные аппараты и любую другую технику — будь то хоть велосипед, хоть сантехника. Кроме всего прочего, гремлины достаточно злобно шутят над людьми — бьют молотком по пальцам и включают кипяток в душе. Послевоенные годы отличались выпуском большого количества низкокачественной техники и приборов, которые часто ломались — но на самом деле это, конечно же, было вредительство гремлинов.
Духи-покровители живут во всех пространствах, обжитых человеком, но только там, где царит мир и порядок. Иначе миролюбивый дух может превратиться в весьма неприятного соседа. А кроме того, доме заведется всякая вредная и опасная нечисть, которой вокруг в изобилии — и она совсем не прочь переселиться в тепленькое местечко.