Перегибы в почитании икон
В начале VIII века обеспокоенность духовных лидеров христианства излишним иконопочетанием стала пиковой. В этот период к изображениям Иисуса Христа и святых стали все чаще относиться как к магическим объектам. Были люди среди рядовых верующих, а также и священнослужителей, считающие иконы одушевленными. Рукотворные полотна назначали ответчиками в суде или поручителями во время крещения. Истории известны случаи ритуального использования икон, когда краску с них соскабливали, добавляя в причастие. Совершавшие это священники полагали, что так усиливают действие таинства. Но эффект был обратным. Ревнители чистоты христианской веры были возмущены.
Это совпало с политическими событиями, которые испытывали христианство на прочность. Императором Византийского государства в это время становится Лев III Исавр, представитель династии, которая имела корни в Малой Азии. В тех землях к ликам святых относились прохладно, что в корне отличалось от иконопочитания, свойственного греческим монахам. Излишнее рвение в поклонении император Лев находил проявлением язычества, вредоносным для церкви.
Существует и другое мнение — запретив иконы, император из династии успешных полководцев планировал ослабить церковное влияние на общество. Это позволило бы укрепить свои позиции, оттеснив Константинопольский патриархат на второй план.
Все сложилось воедино в первые годы правления Льва: осада Константинополя арабами, шаткое положение империи и даже риск ее уничтожения, а также внезапное извержение вулкана близ острова Крит. Эти события в кругу императорских советников расценили как проявление гнева Божьего за иконопочитание, граничащее с магизмом. Такое толкование приняли малоазиатские епископы, в отличие от их греческих и итальянских собратьев.
Кровопролития начались задолго до того, как иконопочитание было призвано ересью
Лев стал действовать радикально. Первая кровь в столкновениях единоверцев пролилась в 726 году, когда растерзали представителя власти, снимающего икону с Халкопратийских ворот. В последующем возмущенных людей, совершивших самосуд, подвергли казням. Это были первые мученики в противостоянии, унесшем за последующие сто лет множество жизней. Также была уничтожена значимая часть культурного наследия: фрески, статуи, мозаики, холсты, расписные алтари.
В 730 году на совете сенаторов и высшего духовенства, созванном Львом, поклонение иконам было объявлено преступлением. Но этого было недостаточно, так как церковная элита не поддержала политиков.
Еще более жестоким и последовательным иконоборцем стал его наследник Константин V Копроним. Он занялся легитимизацией политики уничтожения икон. До сих пор римская духовная элита сопротивлялась этому натиску власти. Чтобы сформировать лояльный епископат потребовалось около 30 лет. Вселенский собор, объявивший иконопочитание ересью, состоялся в 754 году. И тем не менее, мероприятие прошло без участия патриархов, а кроме того проводили его в светском здании, а не храме.
Мученики
Монахи, не желающие попадать под анафему и пополнять список преступников, массово эмигрировали. Историки утверждают, их количество соответствует 50 тысячам человек. Монастыри подвергались разрушениям, нападениям, их обращали в казармы. Так, в 765 году на монастырь Палекиты было совершено нападение, в ходе которого выжжены все строения, изувечены жители, некоторых из них похоронили заживо.
Монахи, которые осмелились критиковать решения власти, приговаривались к казни, а их тела бросали в яму с трупами преступников, которые не были удостоены чести погребения по-христиански.
Одним из первых преподобномученников, принявших насильственную смерть, стал Андрей Критский, который пришел прямо во дворец Константина Капронима, чтобы обличить в ереси. Феодора Студита, уважаемого аскета и проповедника, заточили в темницу, затем подвергали гонениям. Его канонизировали уже спустя 2 года после смерти.
Осмелился открыто противостоять иконоборческой политике патриарх Константинопольский Герман I, почитаемый как святитель. Перед тем, как сложить полномочия в ответ на требования запретить иконы, он отправил в Рим несколько христианских святынь, что сберегло их от уничтожения.
Подчас страдания церковных клириков были еще большими, подсчитать количество жертв среди них не представляется возможным. «Повсюду видны были оковы, темницы и глубокие рвы, наполненные не разбойниками, не ворами, но епископами, священниками, иноками» — говорится в житии Андрея Критского.
Завершение периода иконоборчества называют Торжеством Православия
Период уничтожения икон продолжался до 787 года, когда был проведен Седьмой Вселенский собор в городе Никее при правлении императрицы Ирины. Но на этом испытания для христианской церкви не закончились. С приходом к власти Льва V Армянина преследования иконопочитателей возобновляются. Еще 30 лет Византийская империя испытывает напряженное кровопролитное противостояние, когда терпели муки и увечья от собратьев по вере.
Иконоборчеству был положен конец в 843 году, после проведения Константинопольского собора. Была восстановлена традиция почитания ликов святых, иконоборчество же признавалось постыдным явлением, чуждым для христианства. Принято решение вернуть из ссылок и освободить от тюремного заключения всех, кто пострадал в ходе политики императоров-иконоборцев.
По инициативе новой правительницы Феодоры состоялось церковное торжество, именуемое Торжеством православия. Несмотря на то, что русского государства этот конфликт не коснулся, так как его крещение еще не состоялось, праздник в нашу традицию все же попал. Это произошло в XI столетии благодаря преподобному Феодосию Печерскому, одному из основателей Киево-Печерской лавры.