![Конфуций и конфуцианство!](https://homsk.com/upload/media/posts/2017-10/16/4d7a028bf4cd6836a8a60a9d607f56de_1508149688-b.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-09/15/57-entry-0-1568581081.jpg)
По сути конфуцианство доказывает частную правоту Цицерона, производившего термин religio из глагола relegere — вновь собирать, перечитывать и обдумывать. Что сделал собственно Конфуций? Он вновь собрал и перечитал древние тексты китайцев, тщательно отписав эти традиции и выделил из них главные, которые по его мнению несли пользу всему обществу. О самом Конфуции известно достаточно много и прежде всего это годы его жизни 551 — 479 г. до н.э., а также многочисленные биографические сведения, которые запечатлены в самых различных китайских источниках и прежде всего в книге «Суждения и Беседы»(сборник составленный его собственными учениками).
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-09/15/57-entry-2-1568581081.jpg)
В центре своего учение Конфуций поместил модель «благородного мужа», но благородного не в силу своего происхождения, а в силу воспитания высоких качеств и особой культуры. Благородный муж по Конфуцию должен обладать двумя качествами, человеколюбием и чувством долга. Человеколюбие трактовалось Конфуцием как самая высокая добродетель — сумма совершенств которой обладали лишь древние. Чувство долга воспитывается в человеке благодаря той убежденности, что нужно поступать так, а не иначе. Государство благоденствует только тогда, когда каждый занимает подобающее его место: государь правит, отец воспитывает сына, сын почитает отца. Исходной точкой в теории Конфуция разделения обязанностей в государстве, является его теория об «исправление имен», согласно ей каждая вещь должна быт приведена в соответствие с его названием и наоборот.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2017-10/16/57-4-c8a79c4c62269a9ef115e2d1e19a4d0e.jpg)
Все это прекрасно, но причем тут религия спросите вы?! Действительно, Конфуций поразительна мало уделял внимания учению о потустороннем, «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?» - говаривал он. Однако особое место в учение Конфуция получила теория «сяу» - почитание предков. Именно она «сяу», обнаруживает как социальные так и религиозные измерения; забота о потомках и непрерывности рода; забота детей о родителях; забота о «семейных отношениях» - является основой всех добродетелей.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-09/15/57-entry-6-1568581081.jpg)
В тоже время Конфуций придавал особенное значение различным ритуалам связанным с культом предков. Именно этот культ стал основой социального порядка и главной обязанностью каждого китайца. Но, а в центре этого культа, через некоторое время, законное место заняло религиозное(по китайским понятиям) почитание самого Конфуция.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2017-10/16/57-8-c8a79c4c62269a9ef115e2d1e19a4d0e.jpg)
Примечательно, что первоначальные идеи которые предлагал Конфуций, большинство его современников восприняли как социальное утопие «анахронизм». И все же во взглядах Конфуция было то могучее зерно, которое через некоторое время дало удивительные сходы. Парадоксально, что именно те стороны его учения, которые превозносили утраченные древние традиции и противопоставляли их распущенности века сего, стали удобны и приемлемой основой для создания стабильного социального порядка (уже не через несколько веков после смерти философа).
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2017-10/16/57-10-c8a79c4c62269a9ef115e2d1e19a4d0e.jpg)
И вот уже в эпоху Хань, император «Уди» в136 г. до н.э., провозглашает конфуцианство официальным учением Китайского государства. Далее императорские указы 257-го и 555-го года обязывают устанавливать храмы в честь Конфуция во всех городах страны и приносить в них жертвоприношения. Конфуцианство господствовало в Китае на протяжение более двух тысяч лет, вплоть до Синьхайской революции (1911 года).
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-09/15/57-entry-12-1568581081.jpg)
Несмотря на все превратности истории XX века, конфуцианство по прежнему сохраняет статус гражданской религии, со своими особыми культами:
- культом божественного учителя нации Куна и его сочинением;
- культом грамотности и образования;
- культом ученых чиновников;
- культом семейных отношений;
- и особый - конфуцианский, то есть китайской цивилизации.
В последнем культе Поднебесная по прежнему рассматривается как центр мироздания и вершина мировой цивилизации. В заключение приведу одно из изречений Конфуция, а вы сами решите, что это «религиозная заповедь» или «социально-этическая рекомендация» - благородный муж думает о долге, низкий человек печется о выгоде!