![Криминальное Средневековье: преступления и наказания](https://homsk.com/upload/media/posts/2019-01/12/b8e9c4a0fb50c485509d35dda2d633f5_1547319467-b.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2023-04/10/9517-entry-0-1681155469.jpg)
Уровни насилия
Большинство межличностных конфликтов вытекают из словесных перепалок. Средств у средневекового человека было предостаточно: проклятия, в которые верили и считали их эффективными, брань и оскорбление чести. Подобные вещи подкреплялись, как правило, плевками и ударами. Уличение во лжи являлось самым грубым оскорблением, ведь человек требовал немедленного решения вопроса, или же он впадал в ярость. И тогда начиналась довольно длительная вражда между семьями или сельскими общинами.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-01/12/9517-2-1be3c4ae966710f1b1ff34059bb05bf2.jpg)
Вендетта — распространённое дело, которым занимались все и всюду. Будь то простолюдин, рыцарь, влиятельный магнат или принц. В ранее Средневековье подобные процессы регулировали «Варварские правды» — своды законов V-IX вв. германских племён, в которых кровная месть замещалась крупным денежным штрафом. Однако и в позднее Средневековье мы встречаем массу документальных свидетельств, которые хоть как-то пытаются оправдать вендетту. Подобные проявления насилия приправлялись завистью, соперничеством по различным мотивам, предательством, грабежом и банальной жаждой чужой крови. В качестве примеров на ум приходят Йорки и Ланкастеры, Монтекки и Капулетти, арманьяки и бургиньоны, а также многие другие.
Ещё одна агрессивная, но не всегда явная форма насилия — клевета, слухи, домыслы и пересуды. В современном мире подобные вещи до сих пор играют немалую роль в политической, общественной и экономической жизни. В Средние века подобные проявления воспринимались ещё болезненнее. Пущенный слушок про измену или заговор мог сокрушить репутацию человека независимо от знатности происхождения.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-01/12/9517-4-1be3c4ae966710f1b1ff34059bb05bf2.jpg)
Когда язык был бессилен, в дело вступали кулаки и оружие. Случалось подобное везде и со всеми. В городской среде стычки между подозреваемыми и органами правопорядка носили массовый характер. Известны случаи, когда городской люд вступался за названого злодея и сбивался в группировки. И тут стражам порядка было несдобровать. Под горячую руку горожан попадали и королевские чиновники, и представители местной власти. На фигуру верховного правителя или короля народ никогда не посягал, ведь она от бога.
Без особых колебаний и сомнений люди хватались за холодное оружие при любом удобном случае: конфликт на мельницах, пьяная драка в тавернах, стычка в полях сопровождалась применением ножей, кинжалов, топоров, серпов и т. д.
Вне закона
Повседневные мелкие насильственные акты были куда интереснее и изобретательнее, чем обычные городские стычки с мордобоем и поножовщиной. Речь пойдет скорее о действиях хулиганского характера. Торговцы часто обвешивали своих покупателей, крестьяне занимались браконьерством в угодьях своего сеньора, рубили лес и меняли границы земельного надела. За такими хитрыми молодчиками следили специальные люди в имении господина. «Лесные сержанты» отлавливали разбойников и провинившихся крестьян и сурово наказывали деньгами или топором в зависимости от степени тяжести преступления.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-01/12/9517-7-1be3c4ae966710f1b1ff34059bb05bf2.jpg)
«Воровская дорожка» имела более-менее нейтральные последствия для злоумышленников. На коллективный грабеж и разбой люди шли крайне редко: наказанием за подобное преступление была смертная казнь. А вот уличные кражи происходили постоянно, как это водится, в оживлённых местах.
Предумышленные убийства — достаточно редкое явление в Средневековье. Тем более христианская церковь открыто и жестоко осуждала подобные акты. Самые распространенные мотивы (банальная зависть, семейные дрязги и борьба за наследство) сдерживались юридическими документами той эпохи, договорами, основанными на финансовых соглашениях, и самым жестоким проявлением — кровной местью.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-01/12/9517-9-1be3c4ae966710f1b1ff34059bb05bf2.jpg)
Для простолюдина применение силы с помощью оружия для защиты своих интересов, с точки зрения церкви, являлось противоправным. Только знатный человек имел право заносить меч над головой в любой подходящий момент. Это и ремесло, и признак статуса в сословном социуме. В осуществлении неправомерного насилия благородные люди не отставали от обычных мирян.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-01/12/9517-11-1be3c4ae966710f1b1ff34059bb05bf2.jpg)
Это могли быть набеги небольшой группы всадников на близлежащие поместья соседей, которые заканчивались грабежом или расправой над хозяевами. Мотивы были вполне предсказуемыми: от желания позабавиться и раздобыть немного золотых до похищения дамы и мести за оскорбление чести. В маршрутный лист такого предприятия входили налеты на деревенские дома и городские здания. Как водится, после подобного набега устраивались пирушки с обильным количеством пищи и выпивки. Зачастую не для того, чтобы отметить успех, а скорее для замирения с противником. Такие насильственные акции средневековой знати часто становились привычным и систематическим явлением. Появление «Раубриттеров», или рыцарей-разбойников, на рубеже XIV-XV вв. в данном случае видится неслучайным. Проделки этих благородных налётчиков заставляли местные органы власти реагировать незамедлительно. Они брали в плен купцов, грабили крестьян, облагали своеобразной данью городские объединения, досаждали крупным аристократическим фамилиям. Образ «благородного разбойника» со временем был окрашен в радужные тона и хорошо подошёл нескольким историческим фигурам на волне неоромантизма.