Удачная находка
Май 1945 года, Германия только что объявила о капитуляции. Капитан Роберт Поузей и научный сотрудник Линкольн Кирштейн были первыми, кто протиснулся в небольшую щель в завалах старой соляной шахты Альтаузее в австрийских Альпах. Освещая влажные стены лампами, они прошли мимо бокового отсека и зашли в главный. Там на пустых коробках покоились восемь панно Гентского алтаря Яна ван Эйка, считавшегося одним из важнейших шедевров искусства XV века. Кирштейн и Поузей были членами группы «Monuments Men», которая занималась спасением произведений искусства во время Второй мировой.
«Охотники за сокровищами»
В середине Второй мировой специальная комиссия, штаб-квартира которой находилась в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, подготовила списки европейских культурных ценностей и доклады о них, которые передала военным подразделениям в надежде, что их будут по возможности охранять. Эта же комиссия помогла создать группу «Monuments Men». Поддерживал программу и генерал Эйзенхауэр, запретивший мародерство, разрушение и ограбление зданий, имевших культурное значение.
Группа «Monuments Men» была частью программы «Памятники, изобразительное искусство и архивы», созданной военным правительственным подразделением союзных армий в 1943 году. 345 мужчин и женщин из 13 стран, среди которых США, Бельгия, Франция, Австрия и другие. Все они были историками, искусствоведами или научными сотрудниками музеев. Группа должна была заниматься сохранением шедевров искусства при условии того, что ее работа не будет мешать военным действиям. Это была первая программа подобного рода: до Второй мировой во время войны еще никто не задумывался о том, чтобы позаботиться о сохранении культурного наследия.
Работу «Monuments Men» называли величайшей охотой за сокровищами в истории. В 1945-м команда искусствоведов обнаружила около 1000 тайников с более чем 5 миллионами произведений искусства и памятников культуры. Некоторые из них были на законных основаниях эвакуированы из музеев и спрятаны во время войны. Большинство же шедевров живописи и скульптуры были украдены и вывезены нацистами во время оккупации. Дело в том, что у Адольфа Гитлера зрел план создания «музея фюрера» в его родном городе Линце в Австрии. По задумке, в огромном здании должны были выставляться лучшие произведения искусства, собранные со всего мира. Некоторые из них были украдены их музеев на оккупированных территориях, некоторые отобраны из частных коллекций евреев.
Тайники нацистов
В основном хранилища располагались в Германии, Австрии и Италии. Самый крупный тайник находился в соляной шахте в Альтаузее в Австрии. Среди более чем 6500 экспонатов был не только уже упомянутый Гентский алтарь, но и скульптура Мадонны с младенцем работы Микеланджело, украденная из Брюгге, «Астроном» и «Аллегория живописи» Вермеера и многие другие шедевры. В знаменитом замке Нойшванштайн в Баварии хранились не только полотна, но и мебель и ювелирные украшения, изъятые у французских коллекционеров. В шахте в немецком местечке Меркерс обнаружили большое количество золота и картин из Берлинских музеев. Некоторые предметы принадлежали жертвам концлагерей.
Спасти и вернуть
Задачей группы «Monuments Men» было не только спасти культурные объекты, но и по возможности вернуть их владельцам. Обнаруженные сокровища отправлялись на хранение в специально организованные пункты. Найти подходящие здания для хранения такого большого количества произведений искусства удалось не сразу: большинство немецких городов было в той или иной степени разрушено во время бомбардировок. В итоге пункты сбора произведений искусства устроили в немецких городах Висбаден и Мюнхен. В нескольких городах организовали вспомогательные хранилища.
Но чтобы отправить шедевры на обработку, участникам «Monuments Men» приходилось приложить немало усилий. Небольшой группе людей не хватало не только свободных рук, но и упаковочных материалов или возможностей перевозки. Прецедентов спасения произведений искусства во время войны еще не существовало, так что зачастую они полагались лишь на собственную изобретательность. К тому же на подступе были советские войска, которые явно не собирались возвращать обнаруженные сокровища их законным владельцам.
В пунктах сбора произведения искусства фотографировались, тщательно описывались и каталогизировались. Некоторые предметы можно было легко опознать и отправить обратно: например, алтарь из церкви Святой Марии в Кракове обнаружили в замке в Нюрнберге. Но миллионы украденных книг и архивов было не так-то просто вернуть их законным владельцам. А большого количества еврейских коллекционеров, которым принадлежали изъятые картины, ювелирные украшения и свитки Торы, уже и вовсе не было в живых.
Зачастую участникам «Monuments Men» приходилось работать на месте: спасать разрушенные здания, проводить экстренную реставрацию и готовить памятники, церкви и произведения искусства к дальнейшему восстановлению. Например, офицер Дин Келлер сумел спасти кладбище Кампо Санто в Пизе. Во время минометного обстрела обрушилась свинцовая крыша, которая разрушила стены, покрытые легендарными фресками XIV века. Вместе с группой солдат и реставраторов он занимался восстановлением фресок и возведением временной крыши, чтобы защитить сооружение от дальнейших повреждений.
В 2014 году «Monuments Men» получили золотую медаль Конгресса США «в знак признания их героической роли в сохранении, защите и реституции памятников, произведений искусства и предметов культуры во время и после Второй мировой войны». В том же году на экраны вышел фильм «Охотники за сокровищами» («Monuments Men»), посвященный событиям тех дней.