Ордынское наследие на Руси
1,033
просмотров
Монгольское владычество над Русью, длившееся более 240 лет, оставило неоднозначные следы в истории нашей страны. Некоторые исследователи склонны подчеркивать его значение как сказывавшееся долгое время даже после его исчезновения, другие – наоборот – говорят и его незначительности и преувеличении. Одни ученые оценивают его сугубо отрицательно, другие находят в нем положительное влияние на ход русской истории.

Одной из наиболее трансформировавшейся под влиянием монголов сферой стала политическая система.

Домонгольская система власти сохраняла в себе ряд родовых черт. Князь отнюдь не был безусловным самодержцем. Он в значительной степени зависел от боярства – старой родовой аристократии, почти независимой от правителя экономически. Нередко попытки подчинить бояр своей воле, кончались для князей плачевно.

Судьба князя Владимирского Андрея Боголюбского, убитого в результате боярского заговора и беспрецедентный случай с публичной казнью галицкими боярами сыновей знаменитого Игоря Святославича говорят об этом весьма красноречиво. После установления монгольского господства русские князья во многом начинают заимствовать ордынскую систему власти, при которой монарх обладает неограниченным господством над своими подданными. Былые привилегии бояр сокращаются, постепенно отменяется их право переходить на службу от князя к князю, что ранее не считалось изменой, а с XIV века – только предательством.

Можно вспомнить судьбу боярина Ивана Вельяминова, казненного Дмитрием Московским за переход на службу тверскому князю, который боярин считал своим неотъемлемым правом. Или судьбу боярина Ивана Всеволожского, которому московский князь Василий II выколол глаза (способ, заимствованный в Орде) за службу конкуренту, князю Юрию Галицкому.

Само понятие «самодержец», укрепившееся за московским князем, начиная с Ивана III Великого, означала претензию на неограниченную власть, свойственную ордынским ханам. Чистка бояр при Иване Грозном завершила процесс полного их подчинения. Весь дальнейший путь политического развития России шел в том же направлении и, наверное, излишне говорить, что идет и в настоящее время.

Несомненно, существенному воздействию со стороны монгольского владычества подверглась экономическая жизнь. В период зависимости изменился характер и направление торговли русских княжеств. Прежняя основная торговая дорога – «путь из варяг в греки» — зачахла. И вообще серьезно сократились торговые связи с Европой.

И теперь в качестве главного пути постепенно выдвигается волжская артерия, проходящая через ордынские владения. Активно развиваются торговые отношения с Индией, Китаем, Персией. Популярны становятся восточные ткани – шелк, сатин, тафта, атлас, бархат, и другие товары. Широко распространяется хождение восточной монеты. Именно в это время появляется термин «деньги» от арабского «таньга».

Изменения, произошедшие в период монгольского господства, коснулись и социальных отношений. Хотя элементы рабства в виде холопства имелись на Руси и до монголов, они были незначительны. Именно в период зависимости, когда многие русские люди отправляются в рабство в Орду, оно постепенно расширяется и на Руси. Сначала в виде растущего холопства, а затем – в виде крепостного права распространяется на все русское крестьянство.

Для сравнения – подобного вида массового рабства в Европе давно уже не было – оно связано во многом именно с зависимостью от Орды. Такая характерная деталь в отношениях между различными социальными слоями и различными уровнями должностных лиц, свойственная порядками в Монгольской империи – преклонение, пресмыкательство нижестоящих перед вышестоящими, и, наоборот, всяческое пренебрежение и даже унижение в отношении подчиненных – живучи в нашей жизни и по сей день.

Проникли в русскую повседневную жизнь и многие бытовые детали, заимствованные у монголов. Конечно, это элементы одежды – не только материал, но и восточная мода распространяется среди русской знати. Например, это кафтан – верхняя мужская распашная одежда, распространенная у кочевых народов. Даже вполне традиционный для Руси и многих европейских народов женский наряд – сарафан – имеет у нас тюркское название, заимствованное из Орды. И, конечно, три основных компонента одежды, которые традиционно считаются фирменно русскими: шапка-ушанка, овчинный тулуп, валенки – заимствованы у татар.

Серьезный след оставили монголы в военном деле Руси. Причем, во всех его проявлениях. Военный строй фактически копирует монгольское построение – большой полк в центре, полки левой и правой руки по флангам, причем, как и у монголов, правый фланг – правое крыло, был главнее левого фланга. Впереди – Сторожевой и Передовой полки и Засадный полк в укрытии – все это наследие монгольского военного строя. Именно под влиянием монголов традиционный прямой меч сменяется изогнутой саблей.

Можно сказать, что из-за монгольского нашествия и последующей зависимости от Орды Восточная часть Руси, впоследствии объединенная под главенством Москвы, приобрела иное цивилизационное построение, которое можно назвать евразийским. В нем восточная цивилизация причудливо переплетается с европейской, причем последняя явно уступает первой, поскольку даже европейскость насаждалась в России, начиная с Петра I, восточными методами: насилием, жестокостью, пренебрежением к личности.

Тут надо указать, что далеко не все, пришедшее из Орды имеет монгольское происхождение. Однако монголы стали проводниками того культурного влияния, которое шло на Русь из восточных стран.

Как же оценить монгольское наследие – отрицательным оно являлось или положительным? Наверно так радикально ставить вопрос нельзя, поскольку оно несло в себе и то, и другое. Именно жесткая централизованность государственной системы, заимствованной у монголов, позволяла решать труднейшие задачи в эпоху кризисов – Смутного времени, преодоления отсталости при Петре, Наполеоновского нашествия, периода распада Российской империи, Великой Отечественной войны.

Элементы восточной культуры, соединившись с европейской, сделали русскую культуру одной из богатейших в мире. Мало кто задумывается, например, над тем, что характерные для русских храмов луковичные купола, по всей видимости, заимствованы на востоке, после установления монгольской зависимости.

Но никак нельзя отнести к положительному влиянию такое наследие монгольской зависимости как рабство и его пережитки, сохранявшиеся еще долго после его официальной отмены, как пренебрежение к личности и собственности, и даже к самой жизни, как иерархичность общественной системы, которая не была изжита ни социализмом, ни наступившим капитализмом.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится