Осевое время
957
просмотров
В философии истории понятие «осевое время» появилось благодаря мыслителю Карлу Ясперсу. Анализируя прогресс человеческого общества, раздумывая над возникновением и гибелью цивилизаций древности, известный историософ попытался определить, что породило современную цивилизацию и менталитет людей. В результате он пришел к идее, что был такой период (длившийся около шестисот лет), который можно назвать осью мировой истории.

Ясперс считал, что эта фаза длилась с восьмого по второй век до нашей эры. Почему же не первые столетия нашего летоисчисления послужили отправной точкой, ведь сама система хронологии, принятая в современном западном мире, зиждется на дате Рождества Христа? Ясперс утверждает, что осевое время - это универсальная категория, которая не может быть привязана к одной религии, пусть даже и мировой. Догмат веры не должен быть главенствующим критерием для эмпирического постижения истории человечества. А творение сущего и «конец времен», как они описаны в Книге Бытия и Апокалипсисе, даже верующий христианин отделяет по смыслу от светской истории общества.

фото: Карл Теодор Ясперс

До того, как осевое время наступило, человечество знавало два ключевых среза в своей истории. Первый – это возникновение членораздельной речи, изготовление орудий труда, умение использовать огонь. Второй срез – это V- III тысячелетие до нашей эры, когда в благоприятном климате и в руслах больших рек возникают древние цивилизации: Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия. В это время возникают письменность, государство, создаются мифологические религиозные трактаты, возникает торговля, а, следовательно, и столкновение и взаимопроникновение культур. Древние царства подготовили почву для оси мировой истории.

В 700-х годах до нашей эры наступает само «осевое время». Особенно оно проявилось в IV веке до Христа. Этот срез Ясперс называет «духовным основоположением человечества». Почти одновременно в Китае живут и творят Лао-Цзы, Конфуций и другие великие мыслители, которые создают основы конфуцианства, даосизма, легизма и моизма. В Индии провозглашает свою Бенаресскую проповедь Будда, пишутся Упанишады. Заратустра учит о борьбе добра со злом в Иране. В Палестине эта эпоха ознаменовалась появлением пророков Исайи, Илии и Иеримии. В Греции возникают все философские течения – от материализма и скептицизма до высоконаучной софистики. Тогда жили Сократ, Аристотель и Платон, Гераклит и Парменид.

фото: Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит.

Итальянская фреска 1477

Это осевое время, по мнению Ясперса, - самое важное в истории общества. Именно тогда произошел резкий поворот, который создал современного человека, его мироощущение, индивидуализм и рациональность. В удаленных друг от друга краях, по разным концам Евразии, но почти одновременно, люди осознают ценность личности и индивидуума, собственную беспомощность перед лицом бездушного окружения. Стремление к трансцедентальному, к тому, что «за миром», повлияло на менталитет людей больше, чем изобретение плуга и водяной мельницы.

Осевое время породило основы всех ныне существующих мировых религий. «Время милосердия» в христианстве состоялось двумя столетиями позже, но мораль людей была уже готова воспринять учение Нагорной проповеди. Будда жил в четвертом веке до нашей эры, но широкое распространение буддизма также произошло несколько веков спустя. По мнению Ясперса, современная эпоха сейчас развивает и дорабатывает те идеи, основы которых были заложены именно в тот ключевой период. Логика, методы познания мира, философские воззрения и мироощущение человека того времени удивительно созвучны нашим.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится