Религия и ее роль в истории общества
0
0
820
просмотров
Если задать вопрос о роли религии нашему среднестатистическому современнику, то его ответ будет весьма неоднозначен. Да конечно религия сыграла какую то роль, но это не партия первой скрипки. Скорее всего религия — это своеобразный орнамент истории или как говорит просвещенное сознание, это часть человеческой культуры. К такому виденью место и роли религии, нас приучило то истолкование истории, которое сформировали еще в XVIII веке так называемые просветители.

История социальна, это прежде всего — политические, общественные и экономические явления — главное в них, это пресловутая объективность. Религия слишком субъективна, она постоянно исчезает из поле зрения испытующего разумом, если она и видна то только в созданных ей институтах (жреческих кастах, ритуалах, церквях и в религиозных движениях). Но даже и в этом смысле все, что создало религия, это вторично, это своеобразное приложение к большой истории, а для многих сейчас очевидно, что религия уже и ушла из большой истории.

Однако, как вам понравятся следующие суждения немецкого философа Карла Левита? «История — больше чем история цивилизаций. Она также (и даже в первую очередь) история религии, и религии... не являются однородным выражением культур... но выходят за пределы своих культур»

Что это непрофессионализм историка? Мракобесие? Нет, это принципиальный другой подход, который по новому призывает увидеть религиозные события в историческом процессе. Это подход который вновь ставит такие фундаментальные проблемы истории как религия и власть или религия и культура.

Религия создает институты власти, но она оказывается их заложником. Религия формирует различные культуры, но она и восстает против них, пытаясь их разрушить.

Таким образом религия постоянно что-то хранит и постоянно что-то разрушает. Оказывается, что религия — это особая действующая сила в истории, которая смотрит прежде всего на сверхчеловеческую реальность и этим образом смотрит на мир с точки зрения вечности.

Тогда получается, что социальные институты человечества также являются порождением религии: царская власть и законодательства, семья и брак, родственные отношения и т. д. С этой точки зрения получается, что спор средневековых императоров священной Римской империи и римских пап, это непросто спор хозяйствующих субъектов за передел европейского рынка, но это спор о власти, который является наиболее законным, потому что она ближе к богу, источнику всякой власти. В этом плане проследование религиозного инакомыслия со стороны католической инквизиции, это еще борьба за души, поскольку душа вечна и соответственно вечно и ее погибель.

Исторические деяние религии наблюдаются на всем обозримом пространстве, от примитивных культур до современной демократии и светского общества. Оказывается, что роль религии далеко не вторично... тогда что же делать? А может заново пересмотреть историю религии? Избавившись от снисходительного скептицизма и рациональной брезгливости и попытаться понять почему в древних цивилизациях Египта, Греции, Рима не государственная власть, не отдельно взятый человек, шагу не мог сделать без религиозной санкции, подтверждавший правильность их выбора, как угодного богам.

Почему социальная философия созданная Конфуцием для поддержания порядка и равновесия в Поднебесной вскоре стала религией? И продолжает поддерживать этот порядок даже в современном коммунистическом Китае?

Почему странная проповедь бродячего иудейского проповедника и жалкой кучке маргиналов охватило собой весь мир? А на основание этой проповеди покоится то, что мы называем современной Западной цивилизации. И не только современная цивилизация, но ее историческое время имеют религиозный отчет, потому, что наша эра, это эра после рождения Иисуса Христа.

Почему изгнанный из Мекки с небольшим числом последователей Мухаммед, скоро возвращается в нее?  И не только как воин и победитель, но и как признанный пророк всевышнего, а сама Мекка становиться второй величайшей святыней, второй по численности мировой религии.

Почему религии вновь воскресают заново? это относиться к так называемому язычеству. И почему наконец постоянно рождаются новые формы религии?

Готовых и полноценных ответов на все эти вопросы история не может дать. Вернее она неспособна дать эти ответы, поскольку религия говорит о том, что находиться за пределами истории, то есть она говорит о сверх человеческой реальности. Но без этой реальности не могло произойти ничего исторического, то есть ничего того, что находиться в руках у человека. Без соображение с божественным, невозможно сделать ничего хорошо человеческого и наоборот, говаривал римский император и мудрец Марк Аврелий.

По сути религия ставит непосильную задачу перед историей, но парадокс в том, что историю невозможно освободить от религии. И видимо религия дает человеку ту невидимую точку опоры чтобы он смог вырваться из обреченности своего исторического существования и увидеть все это дело с другой стороны — «с точки зрения вечности».

Ваша реакция?