Рассказ о двух братьях. Египет, 1185 г. до н.э.
Рассказ о двух братьях был написан вскоре после конца правления фараона Сети II (1200 — 1194 гг. до н.э.), и некоторые считают его самой первой сказкой. Точная дата находки папируса, увы, неизвестна, но известно, что Британский музей купил его в 1857 году, и что впоследствии был осуществлен перевод текста. Первая часть рассказа повествует о двух братьях: Анубисе и Бате. Жена Анубиса пытается соблазнить Бата, который пресекает все ее попытки. Тогда женщина притворяется больной и заявляет, что Бата избил ее, после того как якобы безуспешно пытался ее совратить.
Услышав это, Анубис приходит в ярость и жаждет убить Бата, который убегает из дома, моля бога Ра о спасении. Ра услышал его мольбу и создал между братьями реку, полную крокодилов. Желая доказать собственную невиновность, Бата отрезает себе гениталии и выбрасывает их в реку. После этого Анубис возвращается домой и убивает свою лживую жену. Его брат же уходит в Долину Кедра, где вешает свое сердце на дерево, которое, в ходе сложных перипетий, позднее срубает супруга Бата, в результате чего мужчина погибает.
Вторая часть рассказа несколько отличается от первой, превращаясь уже в историю о царствовании, так как Бата в конечном итоге возрождается и становится царем, а Анубис — принцем.
Папирус Весткар. Египет, 1700 гг. до н.э.
Папирус Весткар представляет собой коллекцию из пяти независимых историй, каждая из которых рассказывает об одном древнеегипетском жреце или колдуне и о чудесах, которые они совершили. Предположительно папирус был найден британским авантюристом Генри Весткаром, в честь которого он и был назван. В конце концов он попал в руки немецкого египтолога, который и занялся его переводом. Хотя происхождение папируса до сих пор остается тайной, его можно найти в египетском музее в Берлине.
Наиболее известной сказкой этого папируса, пожалуй, является сказка о Джеди. Ему было 110 лет, он очень любил поесть и был известным колдуном, который мог выполнять один удивительный трюк — воссоединять отрезанные головы с телами. Однажды Хеопс пригласил его к себе во дворец и предложил одного из своих слуг для демонстрации этого чуда, но Джеди отказался, сказав, что не творит «магию» на людях. Тогда ему принесли гуся, на котором колдун и показал фараону свое умение. Хеопс остался доволен трюком и потребовал показать ему еще; так, среди прочего, Джеди повторил свой фокус на быке (к несчастью, подробного описания, как ему это удалось, в истории не приведено).
«Плач о гибели Ура». Шумеры, 2000 гг. до н.э.
Один из старейших примеров мировой поэзии «Плач о гибели Ура» является погребальной песней о разрушенном городе, написанной первыми королями династии Исин, желавшими отстроить его заново. Этой песней авторы хотели успокоить разгневанную и страдающую душу бога города Ур Нанна, что было необходимым условием для начала строительства. Помимо этого «Плач о гибели Ура» должен был рассеять подозрения народа о том, что короли династии Исин были каким-то образом связаны с уничтожением города.
Повествование в первой половине песни ведется от лица жены Нанны богини Нингаль, во второй части в дело вступают голоса выживших в этой страшной трагедии. Песня начинается со списка разных шумерских городов, которые были уничтожены и, по мнению автора, покинуты богами. После этого Нингаль описывает разрушение города Ур «с сброшенными в кучу телами мертвых людей на улицах» и говорит о том, как городские здания взывают к ней. Песнь заканчивается тем, что выжившие прославляют Нанну и Нингаль.
«Классика поэзии». Китай, 1000-600 гг. до н.э.
Старейшим из сохранившихся сборником стихов в китайской истории является «Классика поэзии» или «Shijing»; считается, что его собрал великий философ Конфуций. Книга является частью сборника «Пять классических трактатов», состоящего из пяти независимых книг. На протяжении столетий поэмы устно передавались из поколения в поколения; автор их неизвестен, хотя основная масса, скорее всего, была придумана людьми, жившими во времена правления царского дома Чжоу, которому приписывают основание всей китайской культуры.
В «Классике поэзии» представлено 305 поэм, сама книга разделена на три части: Feng (песни), Ya (оды и эпосы) и Song (гимны). Самой примечательной из них является, пожалуй, Feng, в которой собраны фольклорные песни и стихи о гнете и притеснениях простых людей, смешанные с надеждой и оптимизмом.
«Речение Ипувера», Египет, 1650 г. до н.э. 05
Несмотря на заявления о том, что это произведение литературы доказывает истинность и историчность Ветхого Завета, «Речение Ипувера», по мнению историков, было написано еще египтянами в далеком XVII в. до н.э. Первоначально носившее название «Жалобы египетского мудреца», «Речение» рассказывает о социальных бедствиях, которые обрушились на египетское царство. Среди прочего в тексте говорится о свирепствовавшей в Египте чуме, во время которой воды Нила окрасились в красный как кровь цвет, став непригодными для питья.
Источником всех бед послужило то, что бедные люди пытались жить выше закона. Гражданское неповиновение привело к тому, что Египтом стали править воры и бандиты. Документы на собственность были уничтожены по всей стране, вследствие чего возникла неразбериха с землей и недвижимостью; дело дошло до того, что люди просто начали кончать жизнь самоубийством в водах Нила. К сожалению, подлинный источник документа найти невозможно, а само «Речение Ипувера» является лишь копией старого манускрипта.
«Сказание Синухе». Египет, 2000 гг. до н.э.
«Сказание Синухе» считается величайшим литературным произведением Древнего Египта и рассказывает о египтянине знатного происхождения. Будучи в поездке по Ливии вместе с принцем Сенусертом I, Синухе узнает об убийстве фараона Аменемхета I и о том, что замышляется покушение на самого Сенусерта. Боясь за собственную жизнь из-за дружбы с принцем, Синухе бежал из страны и обосновался в Сирии, где женился на дочери местного вождя и стал уважаемым членом общества.
Несколько лет Синухе защищал родину своего тестя от разных вторженцев, чем заработал себе определенную славу. В связи с этим он несколько раз принимал у себя египетских эмиссаров, которые в конце концов рассказали о нем Сенусерту, пережившему-таки попытку покушения и ставшему к тому времени фараоном. Сенусерт пригласил к себе Синухе, который струсил и сбежал, бросив его, и встретил мужчину с распростертыми объятиями, простив ему все и взяв к себе на службу.
«Путешествия Уну-Амона». Египет, 1000 гг. до н.э.
Единственная сохранившаяся копия этого египетского романа находится в государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Роман повествует о, вероятно, правдивой истории высокопоставленного жреца храма Амона по имени Уну-Амон. Уну-Амона отправили в Финикию (современная Сирия), чтобы он нашел там кедр для реставрации священной барки, на которой статую Амона проносили по городу во время фестивалей.
Поездка эта, хоть и казалась сперва самой заурядной, оборачиваетсся долгим и насыщенным путешествием. Под конец когда мужчина добрался до Кипра, его чуть не растерзала разъяренная толпа, но местная царица успела взять его под свою защиту. К несчастью, на этом история обрывается, так как никаких других листов папируса найдено не было.
Произведение представляет огромную пользу для историков, так как оно является одним из немногочисленных источников, дающих представление о жизни в Египте и Финикии того времени.
«Сказка о ниппурском бедняке». Аккад, 1500 гг. до н.э.
«Сказка о ниппурском бедняке» — один из старейших примеров древнего устного фольклора. Сказка рассказывает историю о человеке по имени Гимиль-Нинурта, который был столь беден, что у него даже не было «сменного белья». На последние гроши мужчина купил козу, чтобы устроить себе последний пир, и с ней пошел в резиденцию главы города, чтобы поесть у него (в некоторых версиях, коза служит подарком чиновнику). Завидев бедняка, чиновник рассмеялся над ним и козой, после чего забрал животное себе и велел слугам побить Гимиль-Нинурта и вышвырнуть его на улицу. В ответ Гимиль поклялся отомстить главе города в тройном размере.
Сперва Гимиль посетил короля Ниппура, которого каким-то образом убедил дать ему роскошную одежду и королевскую колесницу. Вернувшись обратно в свой город Гимиль хитростью подтолкнул чиновника к тому, чтобы тот ограбил его. После этого он шантажирует его (и избивает) за то, что он ограбил короля. В следующий раз Гимиль переоделся жрецом и снова избил своего обидчика, перед этим так же соблазнив на бесчестный поступок. И наконец в третий и в последний раз, когда чиновник усилил охрану, Гимиль заплатил незнакомцу, чтобы тот отвлек стражников, пробрался в дом и избил чиновника в третий раз.
«Поучения Шуруппака». Шумеры, 2500 гг. до н.э.
Шуруппака» — это собрание народных мудростей, составленное отцом для Зиусудры, героя шумерского сказания о потопе. В тексте присутствуют сотни полезных советов, начиная практическими и заканчивая моральными принципами, которые должны были помочь Зиусудре по жизни. «Поучения» заканчиваются хвалой Нисабе, покровительнице письма.
Можно предположить, что «Поучения Шуруппака» пользовались большой популярностью в свое время, так как было найдено огромное количество сохранившихся копий этого своеобразного учебного пособия.
«Поучения Птахотепа». Египет, 2400 гг. до н.э.
«Поучения Птахотепа» — это 18-тистраничная книга житейской мудрости, собрание идей и мыслей Птахотепа, который был советником двух разных фараонов: Менкаура и Дад-ку-Риа. Отказавшись самому стать фараоном, Птахотеп посвятил свою жизнь жречеству и служению государству. Как и «Поучения Шуруппака», это собрание мудростей предназначалось для сына Птахотепа.
Книга начинается с замечания о том, что молодость быстро уходит и ее сменяет старость, после чего плавно переходит к правилам о гражданской ответственности и социальном устройстве общества и затем к вопросам, касающимся личных отношений и секса. Благодаря за свою мудрость и вдохновение бога, Птахотеп заканчивает книгу, вспоминая свою долгую жизнь, говоря о следовании принципам Маат, богини истины и справедливости, о служении фараону и о желании, чтобы его сын продолжил его дело.