Те, кто упорно продолжал придерживаться веры предков, стали гонимыми. Причем их преследовали как государство, которое видело в них противников государственной идеологии, смутьянов, так и церковь, которая борьбу с язычеством видела и как часть своего предназначения, и как уничтожение идеологических противников.
Впрочем, чаще всего государство и церковь действовали совместно. К гонениям подталкивало и сопротивление, которое оказывали язычники процессу утверждения христианства.
Первое гонение началось в процессе принятия христианства, поскольку большинство население Руси было языческим, княжеским властям в некоторых районах приходилось силой насаждать новую веру, принуждая и карая сопротивляющихся. Как сказано в сказании: Новгород «Добрыня крестил мечом, а Путята – огнем». Не все желали добровольно отказаться от веры предков и принять неведомого Бога.
Сопротивление язычников было связано и тем резким изменением религиозной политики Владимира, который то организовал поклонение Перуну и некоторым другим языческим божествам, то вдруг стал ожесточенно уничтожать идолы и капища.
Владимир полагал, что чем быстрее будут выкорчеваны следы язычества, тем скорее и прочнее укрепится христианство. Поэтому церкви часто ставились на месте бывших капищ, без следа уничтожались идолы, чтобы они скорее исчезли из людской памяти. Церковь по этой же причине стремилась искоренить скоморошество, древние праздники, которые напоминали людям о прежних верованиях.
Хотя ко времени начала правления Ярослава Мудрого в основных городах Руси христианство утвердилось, в более глухих, окраинных местах язычники не только укрывались от ока церкви и государства, но и пытались бороться с ними. Чаще всего вождями сопротивления становились волхвы, которые из-за принятия новой веры потеряли свое положение, влияние в обществе.
Но если бы дело было только в волхвах, то вряд ли им удалось бы организовать значительные выступления. Сторонники старой веры связывали с принятием христианства ухудшение своего положения – подати в пользу церкви – десятина, расслоение населения на богатых и бедных, свободных и зависимых.
Волхвы в глазах обиженных были защитниками старой доброй старины с общинными порядками, справедливостью. Кроме того, язычество было связано с повседневным бытом, традиционными занятиями славян, которые остались прежними, а христианство не имело жесткой привязки к повседневности, было более абстрактным и часто непонятным простому человеку.
Крупное восстание язычников произошло в 1024 году. В суздальской земле, как сообщает летописец, восстали волхвы. Видимо причины крылись в социальной сфере, поскольку они привлекли народ на свою сторону, обличая богатых, прячущих запасы в период голода. Мятеж охватил всю северо-восточную Русь вплоть до границ с Волжской Болгарией. Ярослав вынужден был сам отправляться на подавление. Понимая, что зачинщики выступления волхвы, основные кары он направил на них. Множество волхвов казнил, видимо вообще не участвовавших – изгнал.
Очередная, и, наверное, последняя крупная вспышка языческих волнений происходит в 1071 году, в период правления в Киеве Святослава Ярославича. Она произошла опять-таки в северо-восточной Руси, в Ростове и опять во время голода, который местные волхвы использовали для возбуждения недовольства у страдающего народа.
Волхвы утверждали, что знают, где богатые держат запасы, объявляли, что знатные женщины прячут пищу в своем теле и, взрезая у них спины, доставали оттуда хлеб или рыбу. Множество женщин было убито таким образом, и таким хитрым способом волхвы убеждали людей в своем могуществе. Силы восставших собрались возле Белого озера, и к ним направился воевода князя Святослава Ярославича Ян Вышатич.
Первоначально он пытался действовать мирным путем, убеждая примкнувших к мятежу отойти от волхвов и выдать ему зачинщиков. В конце концов, Ян, угрожая карами местным жителям, заставил их выдать волхвов, а потом отдал их родственникам тех женщин, которые были убиты волхвами на самосуд. То есть, поступив по обычаю, а не по закону.
Дольше всего язычество продержалось в северо-восточных землях Руси, в обширной и многонациональной новгородской земле, в державшемся особняком от Киева и близком еще языческим литовским землям, Полоцком княжестве. Под 1044 годом в сообщении о рождении знаменитого Всеслава Полоцкого говорится, что рожден он от волхования. Недаром в былинах он остался как Волх Всеславьич, умевший превращаться в любого зверя.
Кроме борьбы непосредственно с язычниками, с которыми церковь и государство, в конце концов, справилось, куда более сложным делом было выкорчевывание пережитков язычества у вроде бы вполне христианского населения. Обряды, амулеты, жертвы предкам, праздники, связанные с силами природы.
На тот момент, понимая шаткость и непрочность христианской веры, и наоборот, силу многих языческих традиций и князья, и церковь старались бороться с язычеством без излишней жестокости, карая казнями только непосредственных зачинщиков мятежей.
На ранних этапах тактика убеждения нестойких христиан преобладала над тактикой чистого насилия. Под убеждением понималось не перевоспитание волхвов, конечно, а демонстрация ложности их взглядов и призывов. Так в 1071 году в Новгороде ходил волхв и смущал народ, пророчествовал, выдавая себя за бога. Призывал к разгрому церквей, убивать священников. Епископ новгородский поступил не слишком мудро, призвав верных Христу идти к нему, а прочих – к волхву. Последних оказалось немало, и над епископом и его сторонниками нависла серьезная опасность.
Но новгородский князь Глеб не стал применять силу, которой у него было маловато. Князь подошел к волхву через толпу разъяренных мятежников и спросил, знает ли тот, что будет с ним сегодня. Волхв ответил, что все знает и предвидит, и что совершит великие чудеса. Тогда Глеб вынул из-за пазухи топорик и рубанул уверенного в себе «бога». Видя смерть своего кумира, предсказания, которого оказались ложью, народ разошелся по домам. Развенчание волхвов давало больший эффект, чем репрессии против язычников. Тем не менее, язычество еще долго сохранялось в том или ином виде у неславянских народов Руси, да и у славян повседневная жизнь все еще включала в себя много элементов древних верований.
В вопросах борьбы с язычеством и его следами церковь и князья обращались к опыту византийского права, но полное копирование было невозможно. Византийские нормы весьма жестко наказывали язычников. Для условий Руси того времени это было неприемлемо. Все юридические государственные акты, начиная с устава Владимира Святого и до XIII века: княжеские уставы, кормчие книги — содержат статьи, направленные против язычества.
В законодательных актах того времени кары за языческие обряды относительно мягкие, чаще всего сводившиеся к духовному наказанию – епитимье и денежным штрафам. Иногда применялись телесные наказания, например, за колдовство. Позже, уже в период развитого средневековья, законы ужесточаются, и довольно часто применяется смертная казнь, к примеру, за то же колдовство или ереси.