Тевтонский орден: как германский духовно-рыцарский орден обрел и потерял могущество
0
0
617
просмотров
В конце XII века остатки великой армии императора Фридриха Барбароссы дошли до Палестины и образовали новый духовно-рыцарский орден. Это была первая военно-монашеская организация, состоящая только из немецкой знати. Со временем Тевтонский орден стал мощной структурой, с которой пришлось считаться правителям восточноевропейских княжеств и монархий.
Тангейзер, миннезингер ("певец любви"), живший в середине XIII века.

«Помогать — Защищать — Исцелять»

Первые сведения о немецких крестоносцах в Святой Земле появляются в хрониках на рубеже 1127 — 1128 гг. Несколько рыцарей из Германии основали так называемый «госпиталь для приема бедных и больных немцев». Формально он подчинялся ордену госпитальеров. Археологи действительно нашли в 1967 году остатки церкви Святой Марии и примыкающего к ней госпиталя. После падения Иерусалима, в 1189 году, купцы из Любека и Бремена во время осады Акры основали полевой госпиталь. Когда крепость сарацинов пала, немецкий госпиталь переехал к воротам храма Святого Николая. Римский понтифик Целестин III 21 декабря 1196 года даровал автономию немецким крестоносцам, чем вызвал негодование у госпитальеров. Уже при папе Иннокентии III в 1199 году община немецких рыцарей-монахов утвердилась в статусе ордена. Их устав и основные функции сочетали в себе важные направления деятельности тамплиеров и иоаннитов.

Полевой госпиталь немецких крестоносцев.

Первые годы немногочисленной духовно-рыцарской братии были непростыми: вплоть до 1258 года госпитальеры требовали возвращения немецкого учреждения в состав ордена Святого Иоанна. После смерти императора Генриха VI перспективы рыцарей-монахов в Святой Земле оставались неясными. Но как только на имперском престоле оказался Фридрих II Гогенштауфен, Немецкий орден начал своё возвышение. Четвертый магистр ордена Герман фон Зальца, будучи искусным дипломатом и талантливым стратегом, смог связать интересы братства и волю правящей династии. Он являлся другом императора и часто выступал третейским судьёй в его спорах с папой Григорием IX. При этом двор Штауфенов пользовался поддержкой рыцарей Немецкого ордена.

Герман фон Зальца.

Беспрецедентный случай в практике крестового движения на Восток: император Фридрих II в 1229 году договорился с султаном аль-Камилем и завладел Иерусалимом, не пролив при этом ни капли крови. Ордену вернули его первое пристанище, однако резиденция всё ещё располагалась в Акре. В 1230 году она переехала в крепость Монфор. Позиции тевтонцев в Святой Земле постепенно ослабевают, и немецкие воины-монахи постепенно возвращаются на европейские земли. Уже в 1207 году у ордена появляются свои церкви в Северном Гессене. В то же время рыцари получают владения в Тюрингии, в городе Марбург. В начале XIII столетия король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей на свои земли дабы получить защиту от набегов половцев, но он быстро пожалел о содеянном: орден быстро окреп, стал требовать независимости и начал теснить венгерскую знать.

Как нельзя кстати в 1225 году польский князь Конрад Мазовецкий предложил тевтонцам стать протекторами северных границ его владений. Племена пруссов доставляли ему немало хлопот. Грамота князя 1230 года и папская булла развязали Немецкому ордену руки: отныне Кульмская земля и все в дальнейшем завоёванные территории объявлялись владением тевтонских рыцарей. Перейдя через Вислу, воинственные монахи начали жёстко вытеснять язычников с насиженных мест и довольно быстро строить свои опорные пункты, крепости и города. В 1236 году ливонские миссионеры потерпели поражение от литовцев под Шауляем и были вынуждены присоединиться к Немецкому ордену. Ливония стала филиалом тевтонцев.

От братства к государству

Рыцари Тевтонского ордена — это, безусловно, выходцы из знатных семейств Германии, которые сделали своим долгом служение Богу, помощь паломникам и борьбу с врагами церкви. Их жизнь, как водится, была подчинена уставу, который в 1442 году был преобразован в «Орденскую книгу» — сборник статутов духовно-рыцарской братии. Каждый воин имел свой дом и вверенное ему облачение. При совершении самых вопиющих правонарушений рыцарь терял и мантию, и крышу над головой. В ордене существовали так называемые Halbschwester («Сводные сёстры») — дамы, которые принимали монашеский обет и были обязаны заботиться о паломниках. Помимо рыцарей и сержантов существовали кнехты — слуги, оруженосцы или вспомогательные войска.

Рыцари в атаке.

Командно-административная структура ордена не сильно отличалась от аналогичных духовно-рыцарских организаций: магистр (он же хохмайстер), великий командор, маршал, комтуры, госпитальер. Боевой потенциал Тевтонского ордена насчитывал примерно 400 — 500 братьев-рыцарей. Управление орденской территорией ложилось на плечи ландмайстеров — фактически, глав филиалов в Германии и Прибалтике. На оборону и содержание приграничных крепостей со всех командорств и отделений ордена взимался специальный налог Wartegeld (пенсия). Серьёзные военные операции проводились нечасто: в основном рыцари совершали небольшие рейды в глубь территории противника.

В XIV веке Немецкий орден располагал рядом серьёзных цитаделей и городов: Мариенбург, Торн, Кульм, Кёнигсберг, Эльдинг, Дюнабург, Данциг и Рига были крупными центрами духовно-рыцарского братства. Земля передавалась свободным людям, бюргерам, рыцарям за выплату чинша и военную службу. Также незаселённые клочки земли отдавали локаторам — людям, как правило из Ганзейского союза, которые привлекали колонистов из Германии и Чехии к жизни на новых территориях.

Владения ордена.

Оммаж

XIII — XIV века в военном отношении были для ордена достаточно удачными. Грабить новгородцев и псковичей удавалось далеко не всегда, а литовским язычникам тевтонцы не давали покоя. Противоречия с Польским королевством нарастали. Магистр ордена Винрих фон Книпрод во второй половине XIV века умело использовал внутренние смуты в Литовском княжестве для продвижения на Восток. Он договорился с князем Ягайло, дела ордена на литовском направлении пошли в гору. Однако после смерти магистра, в 1385 году состоялась Кревская уния: Ягайло взял в жёны юную королеву Польши Ядвигу и стал полноправным польским монархом под именем Владислав II. Великое княжество Литовское постепенно переходило в орбиту католической церкви. Естественно, Немецкий орден не был рад подобному: повода для набегов на литовские земли формально уже не было. В 1406 году тевтонцы покорили Жемайтию.

Но спокойствие в регионе было недолгим: в 1409 году начались восстания на вновь обретённых территориях. Магистр Ульрих фон Юнгинген объявил о поддержке мятежников князя Витовта. 1410 год стал переломным: началась «Великая война». Объединённое польско-литовское войско встретилось с немецкими рыцарями 15 июля 1410 года под Танненбергом (Грюнвальдом). Великая битва закончилась поражением для тевтонцев. После ряда конфликтов между Немецким орденом и Польско-литовским государством в XV веке, силы борцов за истинную веру иссякли: фактически тевтонцы стали вассалами короля Польши из династии Ягеллонов.

Грюнвальдская битва.

В начале XVI века новым магистром стал Альбрехт Бранденбургский из династии Гогенцоллернов. Он отказался присягать на верность польскому королю и открыто вступил с ним в противоборство. Реформация в Германии придала ситуации любопытный оборот: в 1523 году Альбрехт поддержал Лютера и секуляризацию. Немецкий орден в Восточной Пруссии перестал существовать. Князь из династии Гогенцоллернов стал первым прусским герцогом и принял сюзеренитет польского короля Сигизмунда I. Ливонское ландмайстерство Немецкого ордена просуществовало до вторжения войск Ивана IV Грозного. В 1559 году ландмайстер Готтхард Кеттлер по примеру Альбрехта Бранденбургского принял лютеранское вероучение и заключил договор с Великим князем Литовским о протекции бывших орденских владений в Ливонии.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится