Цареубийцы: кто убивал царскую семью?
434
просмотров
Прошлый и нынешний годы богаты всякими серьезными датами, приуроченными к революционным событиям минувшего века и последствиям этих событий. Шутка ли? Куда ни глянь – сто лет. Столетие Февральской революции. Столетие Октябрьской революции. На днях вспоминали скорбное событие: сто лет со дня (вернее, ночи) убийства последнего российского императора и его семьи. Как водится, в обществе снова начался виртуальный (и хорошо, что только виртуальный) раздрай.

Современные «белые» вновь стали обвинять в содеянном современных «красных» и призывать их к покаянию. Однако это довольно лукавая позиция. Почему? Потому что, если вспомнить историю падения дома Романовых, события, приведшие к трагическому финалу, то выяснится, что к той трагедии приложили руку чуть ли не все политические и общественные силы того времени. Это, во-первых. Когда же на основании массового убийства, совершенного уральскими большевиками в ночь на 17 июля 1918 года, начинают отказывать в праве на существование самой коммунистической идее, становится как-то неловко за господ, впадающих в болото подобных рассуждений. Ибо, как ни относись к коммунизму, а совершенно справедливо сказал однажды в телевизоре такой известный израильский деятель, как Яков Кедми: "Порицать коммунистическую идеологию на основании большевистских репрессий, все равно, что порицать христианство на основании крестовых походов".

«Куда уходит детство»

«Куда уходит детство»

Вообще, окунаясь в биографию Николая Второго Александровича, приходишь к мысли, что единственным безоблачным периодом его жизни были детство, отрочество и юность. Время взросления и учебы. Причем они были безоблачными не в смысле просто отсутствия жизненных невзгод, а в смысле отсутствия движения в направлении трагической кончины. Потому что практически сразу же после смерти его отца Александра Третьего Николай вступил на путь, ведущий в Ипатьевский дом, и с него уже ни разу, кажется, не сворачивал.

Царское образование

Царское образование

Биографы последнего российского императора отмечают, что, зная наряду с русским еще три языка, – английский, немецкий, французский, – первым из этих трех он владел в совершенстве, как родным. Ничего удивительного в этом, конечно, нет, учитывая, что в раннем детстве Николая воспитывал англичанин – Карл Хис. Вообще же, наследник трона получил домашнее образование, но очень обширное и достаточно глубокое – по специально для этого разработанной программе. Как отмечается, учился будущий император в течение тринадцати лет. Прежде всего, внимание уделялось политической истории, изучению языков и русской литературы. Далее пошли юридические и экономические науки. И, разумеется, военное образование. Кроме того, изучалось каноническое право в рамках исследования истории церкви. Изучались богословие и общая история религий. В принципе, было сделано все, чтобы дать наследнику знания, необходимые государственному деятелю его уровня. Да и учителями были все ученые с мировым именем. Правда, никто из них не имел права проверить, насколько ученик усвоил материал.

Военная стажировка

Военная стажировка

Далее последовала практика. Военная. Государь обязан знать военное дело не только в теории. Начали с низов. Сначала два года младшим офицером в Преображенском полку. Плюс два лета (в смысле времени года) служил в лейб-гвардейском полку командиром эскадрона. Потом настала очередь артиллерии: Николай прошел так называемый лагерный сбор. И вот – полковник в двадцать четыре года.

Не войною единой

Не войною единой

Военное дело – это здорово. А коли войны не случится? Государь обязан уметь управлять страной. Тем более, если это российский – самодержавный государь. И Николаю по распоряжению отца пришлось участвовать в заседаниях Госсовета. Потом еще, для необходимой практики, наследника окунули в живое дело: назначили председателем комитета по строительству Транссибирской магистрали. Так что, по идее, знания, необходимые для управления державой, Николай получил, что называется, в ассортименте. В полном.

Мир посмотреть – себя показать

Мир посмотреть – себя показать

Кроме всего прочего, отец возил Николая по России. Окунал, так сказать, в жизнь. Ну, и в конце концов – специально выделенный наследнику крейсер «Память Азова», и рейс на Дальний Восток. А еще путешествие с посещением Японии и Китая, Индии и Греции, Египта и Австро-Венгрии. Биографы сообщают, что в Японии даже произошел крайне неприятный инцидент – покушение на Николая. Но обошлось.

В один миг

В один миг

В общем, пока был жив Александр Третий, можно сказать, что Николай благоденствовал. Но после смерти отца в 1894 году благоденствие закончилось в один миг. То есть, как в один миг? По историческим меркам. Не на следующий, скажем так, день. Кстати говоря, есть воспоминания современников о том, что Николай якобы не желал трона. Но Александр Третий умел быть настойчивым и будто бы заставил сына подписать манифест о своем вступлении, так сказать, в должность. Подписание такого документа при жизни родителя о многом говорит, согласитесь. Но это может быть неверной информацией. Однако, если информация верна, то есть соблазн поговорить о предчувствии, которым мог руководствоваться наследник, отказываясь от трона.

Любовь, любовь…

Любовь, любовь…

Нет, это не о нашумевшем романе с Матильдой Кшесинской. Это о женитьбе вскоре после смерти отца на Александре Федоровне. Этому предшествовала тоже интересная история. Семья, и более всех отец, долгое время были равнодушны к увлечению Николая Алекс. Можно даже сказать, что были против их сближения и тем более брака. Но потом сдались. Возможно, тоже что-то чувствовали? Ведь этот брак сыграл очень негативную роль в жизни императора Николая Второго.

Начало падения

Итак, Николай взошел на престол. И вот, январь 1985 года. Петербург. Собрание депутаций дворянства, земств, городов. Все прибыли, наконец, после приличествующей паузы по смерти Александра Третьего выразить свои верноподданнические чувства новому императору. А заодно и поздравить с бракосочетанием. Николай держит речь. И в этой речи, между прочим, говорит, что до него дошли слухи об увлечении в некоторых местных собраниях, земствах мечтами об участии в государственных делах. То есть в делах внутреннего управления. И, сказав это, отрезал: буду, мол, охранять начала самодержавия. Кстати, и мечты об участии в управлении Николай назвал то ли бессмысленными, то ли несбыточными. Как отмечали некоторые современники той эпохи, эта речь действительно поставила крест на надеждах тех кругов, где мечтали о преобразовании жизни государства сверху. Это было похоже на объявление войны. И к ней стали готовиться и представители буржуазии, и представители всегда недовольной интеллигенции, и представители набиравшего силу левого движения.

Ходынский знак

А затем подоспела Ходынка. Казалось бы, император хотел сделать людям хорошо в день своей коронации – 26 мая 1826 года. Но праздник для народа был организован так неудачно, что произошла жуткая совершенно давка на Ходынке. В результате, только по официальным данным, погибли 1379 человек. Сотни получили те или иные увечья. Народ и общество были в шоке. Вероятно, это было принято как знак, предрекавший дальнейшие беды.

Все пошло не так

Все пошло не так

Собственно, после этих событий все, можно сказать, пошло не так. Нет, были успехи. Например, в системе образования. И большие успехи. Но их не связывали с самим императором. Помнились лишь неудачи и неверные решения. Здесь и «Кровавое воскресенье», и провальная война с Японией, и конфронтация с Государственной думой. Император, казалось, не поспевал за событиями и не понимал их логики. Он «проспал» усиление промышленников и начало рабочего движения, он не умел находить и собирать вокруг себя профессионалов, зачастую отталкивая их. Он как бы был погружен в личное и семейное, наблюдая за происходящим в стране несколько отстраненно.

Между тем необходимые реформы или вовсе не проводились, или слишком запаздывали. А главное, некоторые современники отмечали, что император превратно воспринимал свой статус «помазанника божьего», буквально, а не в смысле высочайшей ответственности за страну. Он как будто суеверно считал, что уже по факту принадлежности к Романовым и нахождения на престоле является проводником божественных предначертаний. А тут еще и Распутин, и нелюбимая народом и обществом супруга императора. Во время войны ее вообще обвинили в измене. Военные были в этом уверены. Все одно к одному.

Февраль, Октябрь, гибель

Февраль, Октябрь, гибель

Затем пришли революции. Февральская привела к отречению императора. Причем его подталкивали к этому все: и Дума, и приближенные, и высшие военные чины. Никто, ни одна влиятельная сила, не встала на защиту. Когда Временное правительство, желая избавиться от обузы в лице императорской семьи, попыталось вывезти ее за границу, венценосные родственники императора и императрицы не соизволили принять их в своих странах. Не зря, видимо, Николай писал в дневнике, что кругом измена и трусость. Затем наступила очередь большевиков. Следствие установило, что центральные большевистские власти во главе с Лениным были против убийства царя. Вернее, они бы наверняка казнили и Николая, и его супругу. Но только после громкого судебного процесса. Обвинителем предполагалось сделать Троцкого. Но уральские большевики и чекисты делали все, чтобы убить всю царскую семью как можно быстрее. И в конце концов пошли на самоуправство, совершив бесчеловечное убийство.

Неоднозначная и трагическая фигура

Неоднозначная и трагическая фигура

Действительно, складывается ощущение, что Николай не мог спастись. Изначально. В принципе. Будто все силы в России, да и в мире, сошлись против него. Тут недалеко и до мистических трактовок. Не было ни одной серьезной попытки спасти царя и его семью. Ни единой! Даже документы, якобы свидетельствовавшие о попытках освободить Николая и домочадцев, были уже в наше время признаны фальшивками, делом рук уральских чекистов, желающих убедить центр в необходимости ликвидации царской семьи. Получается, что к трагедии приложили руку все влиятельные политические силы того времени. Кажется, что и сам Николай сделал все, чтобы состоялся именно такой трагический финал. Почему так получилось? Почему споры о том, каким он был – безвольным или волевым, умным правителем или бездарным администратором, хорошим семьянином или подкаблучником, по-настоящему религиозным или суеверным – не утихают до сих пор. Даже причисление его к лику святых Русской православной церкви состоялось после серьезных дискуссий. Действительно, очень неоднозначная и трагическая фигура.

Ваша реакция?