Утопические идеи, сформировавшие мир
0
0
1,600
просмотров
Прошло уже почти 500 лет после опубликования гениальной книги Томаса Мора «Утопии», а ее влияние сказывалось и сказывается на всем миропорядке, начиная от мышления Махатмы Ганди до идей технологических гигантов из Силиконовой долины. В чем же заключается жизненность взглядов непревзойденного утописта и его последователей? И почему он остается современником любой эпохи?

Томас Мор: между правдой и вымыслом

Английский юрист, государственный деятель, писатель Томас Мор славился странным характером. Родился в 1478 году. И вся жизнь его была примером того, что настоящей личности всегда будет тесно в поставленных рамках – будь то условности, догмы или время, в которое она живет.

Так, известно, что он, вопреки правилам своего века и государства, воспитывал своих дочерей просвещенными, а не кисейными барышнями. Он мог не придерживаться обычаев своего времени и при этом поощрять весьма экзотичные и архаичные обычаи и форму одежды далеких предков. Он был также врагом протестантской Реформации и известен сегодня как католический мученик. За это и был обезглавлен по приказу короля Генриха VIII.

Сегодня, однако, мы будем говорить не о биографии этого деятеля, а об идее утопизма, которая сумела экспортироваться по всему миру. Это породило массу книг, философских и политических движений.

фото: Томас Мор. Портрет, написанный Гансом Гольбейном в 1527 году

В чем была суть идеи

В 1517 году, почти пять веков назад, увидела свет книга «Утопия» на латинском языке. Слово это было выбрано для описания сообщества на острове с идеальным режим правления. "Утопия" означает "место" в переводе с греческого. Некоторые ученые предлагают, что это может быть игра слов со скрытым значением «счастливое место». По большому счету книга Мора была для автора возможностью «поиграть» с политическими идеями: мечта о лучшей жизни является врожденной частью человеческого бытия. И Мор не первый, кто обратился к этой опасной теме. В 380 году до нашей эры Платон написал свой трактат «Государство» - диалоги об идеальной республике. В спорах Сократ описывает коммунистический, эгалитарный город-государство. Вместо того чтобы плодиться в семье, мужчины и женщины покидают город один раз в год для дикой сексуальной оргии. В результате счастливые дети знают своих настоящих родителей и воспитываются государством.

Различные средневековые произведения также представляли, как может выглядеть идеальное общество. Кристин де Пизан, служившая при королевском дворе во Франции, опубликовала книгу о граде женском в 1405 году. Книга защищает женское достоинство, здесь тоже фигурирует символический город, населенный женщинами, которые любили, любят и будут любить добродетель и нравственность. Этот город призван быть убежищем от патриархата. Кристин де Пизан по факту стала провозвестницей феминизма в Европе.

фото: Томмазо Кампанелла

Предвидение

В 17 веке наметилась новая волна утопической литературы. Авторы условно делятся на два лагеря: одни смотрят назад, идеализируя патриархальный уклад жизни, другие смотрят в будущее, мечтая о том времени, когда работу за человека начнут делать машины.

В 1619 году появляется труд «Христианополис» - христианская утопия немецкого теолога-мистика Иоганна Валентина Андреа, а в 1623 году итальянский писатель и доминиканский монах Томас Кампанелла публикует свой «Город солнца».

фото: Фрэнсис Бэкон

Через несколько лет, в 1627 году, эрудит и лорд-канцлер Англии Фрэнсис Бэкон выпускает книгу под названием «Новая Атлантида», в которой провозглашает науку как Спасителя. Бэкон утверждал, что государство должно создать научное сообщество, которое будет изобретать машины, чтобы гарантировать превосходство Англии на мировой арене. Утопии утопиями, но Бэкон уже тогда предвидел появление самолетов и подводных лодок! Он писал: “Мы будем летать в воздухе подобно птицам, ибо уже сейчас мы имеем летательные аппараты (скорее всего, имелись в виду воздушные шары). У нас есть корабли и лодки, и когда-то они смогут плавать под водой”.

В 17-м веке некоторые утописты попытались выйти за рамки теории и создать живое, дышащее альтернативное общество. Это был бурный период. В Британии была Пуританская революция, Рождество, рождественские ели, танцы, театр и прочие языческие ритуалы и радости жизни были запрещены.

Посреди всего этого брожения в британском королевстве социалист-утопист Джерард Уинстенли попытался создать идеальную колонию. Его последователей – их было всего человек 20 - называли диггерами (землекопами). В 1649 году они начали обустраивать общую землю на холме Святого Георгия. В своих памфлетах Уинстенли проповедовал коммунистическую философию: “Земля должна быть общей сокровищницей для всех”.

Романтические веяния

Конечно же, в основе всех утопических идей лежала романтика – мечта о том, что, возможно, никогда не сбудется. В 1668 году появилась книга под названием «Остров Пинос». Автор - Генри Невилл. Он был Робинзоном Крузо своего времени. Герой оказывается на красивом острове, полном птиц, цветов и вкусных плодов, там, где всегда стоит благоприятная погода, не то что в Англии в сентябре. Одним словом, рай на земле.

А несколько лет спустя, в начале 18 века, Даниель Дефо написал свой знаменитый роман «Робинзон Крузо», следом появилась книга «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. Оба произведения стали продолжением и развитием идей утопизма. История Гулливера – это вообще путешествие вокруг серии утопий, как хороших, так и плохих.

От мечты к делу

Одним из успешны утопистов 19-го века был Роберт Оуэн. Прогрессивный предприниматель из Уэльса улучшил условия для трудящихся на своем производстве, он также вступил в Манчестерский Совет здравоохранения с целью улучшения санитарных условий и введения 8-часового рабочего дня для рабочих с лозунгом “Восемь часов труда. Восемь часов отдыха. Восемь часов сна”.

Оуэн запустил более амбициозный план. Это был первый из «кооперативных поселков Оуэна». Викторианский период был полон дискуссий среди благодетелей и интеллектуалов о том, как облегчить условия жизни бедных. В середине 19-го века десятки последователей Оуэна начали свои эксперименты по созданию малых кооперативных хозяйств и общин, которые предоставили каждой семье кусок земли и уроки земледелия.

Большинство из этих схем не удалось – или, по крайней мере, существовали недолго. Они, однако, породили кооперативное движение, которое сегодня по-прежнему актуально. Мы даже можем проследить корни профсоюзов в усилиях Оуэна.

Новые модели

Наступила эпоха Герберта Уэллса, который написал десяток утопических и антиутопических романов. Они, как правило, носили технологический характер. Его книги легли в основу не одного киношедевра: «Война миров», «Человек-невидимка», «Машина времени», - что это если не гениальное предвидение будущего? Точно так же, как и фигурирующие в его романах гигантские плоды, роботы-дворецкие…

Пожалуй, самыми удивительными личностями утопистов в новейшей истории были фигуры мирового значения - Льва Толстого и Махатмы Ганди. Это малоизвестный факт, что индийский националист переписывался с аристократическим русским писателем. Толстой, анархист и христианин, постановил, что государство несет ответственность за большинство плохих вещей: налоги, войны и всеобщую безнравственность. Толстой посоветовал пассивное сопротивление – «непротивление злу насилием».

В 1909 году молодой индийский философ начал переписываться с Толстым. Он называл себя “скромным последователем графа”. Они обсуждали идеи пацифизма, пассивного сопротивления, свободу от труда и другие утопические вопросы. В 1910 году Ганди запустил кооперативную колонию в Южной Африке, которую он назвал фермой Толстого. Это было утопическое мышление Ганди, вдохновленного идеей толстовства.

Темные видения

ХХ век. Новое время, новые идеи. Начался век научной фантастики. Эдвард Морган Форстер добавил к шедеврам жанра свой гениальный роман «Машина останавливается». В этой мрачной фантазии люди живут в подземных камерах, подключенных ко всем остальным в мире через экран... Звучит знакомо? Машине поклоняются как источнику всех знаний и свободы: “Машина нас кормит и одевает, дает нам жилище, через нее мы разговариваем друг с другом, видим друг друга, в ней мы существуем”.

Олдос Хаксли в 1932 году создал нечто вроде сатиры на бесконечные утопии Уэллса. Свой труд он назвал «О дивный новый мир». Хаксли выражает беспокойство по поводу американизации Европы. И есть в книге много того, что можно назвать "американским" в этом дивном новом и антиутопическом мире. Читателей сегодня поражает, как много из его предсказаний сбылись, касательно государства, деградации полов, взглядов на жизнь. Например, когда жизнь становится невыносимой, люди принимают некий веселящий препарат.

А что дальше?

Дальше была попытка построить коммунизм в СССР, движение хиппи, проповедующее абсолютную свободу от общества, и подобные утопии. Как правило, все они оказывались нежизнеспособными. Исключением можно назвать разве что свободный город анархистского сообщества в Копенгагене – Христиания, основанный в 1971 году. Сегодня здесь проживает 850 граждан. Формулировка цели Христиании такова: “Создание самоуправляющегося общества, при которой каждый человек считает себя ответственным за благополучие всей общины. Наше общество должно быть экономически самодостаточным, и мы стремимся к тому, чтобы быть твердыми в своем убеждении, что психологическая и физическая нужда могут быть побеждены”.

Будущее все еще на горизонте

Сегодня утопический дух далеко еще не умер. Как и капиталистические предки утопистов в 19 веке, в Силиконовой долине капиталистов принято говорить о построении идеального общества. Один из самых сильных игроков в Калифорнийской технической революций последних 20 лет является Питер Тиль. Он был соучредителем системы PayPal, которой он в 1999 году предсказал большое будущее. Он также был первым серьезным инвестором в Facebook. Он вложил 500 000 долларов в компанию, а потом продал свою долю за $1 млрд.

Так что мир «Утопии» Томаса Мора не умер. Но что мы узнали из этих столетий идей, надежд и планов?

Кажется, практически ничего. Коммунистический идеал остается привлекательным, но недостижимым. На первом месте остаются совсем не утопические вещи - современные технологии, война, власть и деньги. И лучшее, что мы можем, - взять в руки одну из книг замечательных людей прошлых столетий, которые верили и мечтали о лучшем фантастическом будущем. И мы будем продолжать верить, что оно наступит.

Ваша реакция?