В отличие от традиционного клада, которым хозяин рассчитывал когда-нибудь в будущем непременно воспользоваться, вотивный клад никто откапывать не собирался. Особое внимание подобным «инвестициям» в светлое будущее уделяли древние германцы и скандинавы.
Самым распространённым вотивным вкладом были мечи или другие предметы вооружения (включая доспехи), которые воины перед походом могли бросить в священное болото или закопать в сакральном месте. Однако археологи нередко находили на дне озёр клады с множеством драгоценностей. Причём поначалу эти находки ставили учёных в тупик. Как древние жители рассчитывали достать свои богатства с большой глубины? Лишь во второй половине XX века наука пришла к убеждению, что сокровища предназначались языческим богам.
Сегодня никто не рассматривает удачу как экономический актив. Но для викингов «удача» предводителя или конкретного корабля была совершенно осязаемым понятием и важным ресурсом, который измеряли по особым признакам, и прикидывали, как он повлияет на итог рискованного предприятия. От лишившегося удачи предводителя уходили, а под знамя удачливого вождя собирались воины изо всех краёв. Поэтому на инвестиции в удачу не жалели ни золота, ни серебра — ведь если она с вами, их можно будет награбить ещё больше!
Связь с потусторонним миром с помощью вотивных кладов подчас приобретала невероятный размах. Античные авторы были поражены, когда узнали, как поступили с трофеями после победы над римлянами племена тевтонов и кимвров. Всё захваченное у легионеров золото и серебро, а также дорогое оружие командиров и украшения с их доспехов германцы бросили в реку. Вероятно, таким образом воины благодарили своих богов за удачу.
Древние германцы захваченные сокровища нередко бросали в реку
Ещё более удивительно, что язычники для подобных даров могли даже сознательно закупать римское оружие. Так они рассчитывали заранее просить высшие силы о помощи в сражении. На юге современной Дании в болотах обнаружены целые склады римских мечей и прочей амуниции.
C проникновением викингов на восток на территориях славян распространились и многие скандинавские традиции. Например, часть захваченной добычи полагалось отдавать в дар богам: сбросить на дно священного озера (или болота) или закопать в том месте, которое укажут жрецы.
А в повседневной жизни жители Северной Европы нередко просили богов о плодородной земле и благоприятной погоде. Для этого в священные рощи приносили разнообразные дары (иногда весьма ценные) и закапывали там. С распространением христианства подобные традиции существенно изменились. Отныне дары отдавали не матери-земле, а несли сразу в церковь.
Испанские конкистадоры, прибыв в Мексику в XVI веке, нашли на полуострове Юкатан знаменитый город майя Чичен-Ица заброшенным. Но до завоевателей вскоре дошли слухи о несметных сокровищах, которые индейцы бросали в огромный естественный колодец (сенот), расположенный к северу от городских храмов. Долгое время большая глубина колодца и толстый слой ила надёжно скрывали тайну вотивных кладов загадочного народа. Возможно, это спасло многие ценности для науки. Ведь конкистадоры все находки из драгоценных металлов переплавляли в слитки, а прочие — уничтожали.
Лишь в конце XIX века удалось достать первые предметы со дна колодца. Извлечённые драгоценности, оружие и прочие артефакты оказались бесценными для археологии.