Война с точки зрения религии
0
2
3
2,075
просмотров
Даже беглый взгляд на историю наводит нас на мысль о том, что войны являются одним из любимых занятий человечества... «Или войны выйдут из моды, либо люди» — как говорил один американский архитектор(Р. Фуллер). Если верить Аристотелю, то целью войны является мир, в результате мы получаем странное смешение противоположностей, какую то фатальную диалектику. Но, что же сама религия? Оправдывает ли она войну или осуждает ее как недопустимое насилие?

Общий подход религии к войне действительно парадоксален, его амплитуда колеблется от священной войны до религиозного пацифизма, отвергающего любой вид насилия. Причем это смысловое раскачивание маятника может происходить на историческом пути одной религии, например христианство, вспомним крестовые войны Средневековья и христианский пацифизм середины XX века.

В древности боги и богини войны присутствовали во всех религиях — это «Индра» в ведической религии Индии, «Сетх» и «Сехмет» в Древнем Египте, «Арес» и «Энио» в религии Древней Эллады, «Марс» и «Беллона» в Древнем Риме, «Тор» в Скандинавской мифологии. В мифологии война вообще изначально первична, она сопровождает рождение мира из хаоса и является первоначальной защитой всего сущего.

Боги в борьбе за мир воюют между собой, они сражаются между с инфернальными чудовищами и гигантами. В Скандинавской мифологии война вообще венчает историю мира в пожаре последней войны, богам, людям и энхерии(то есть павшие войны обитающие в Вальхалле), противостоят демонические чудовища — волк «Фенрир», змей «Ёрмунганд» , гиганты и другие злые существа. В этой войне уже погибнут все.

Военным победам люди были обязаны исключительно богам, даже существовали специальные богини и божества победы, это эллинская «Ника» и шумерская «Инанна». Боги жили людскими победами, в более радикальном варианте — боги даже принуждали людей вести войну. Например в религии ацтеков, боги питались непросто победами, а кровью пленных. Кровавые человеческие жертвоприношения стали главным культом, пожалуй самой воинственной этой религии. Чем больше войн - тем больше пленных, чем больше пленных - тем более сыты, благополучны, а значит и милостивы боги.

В монотеистических религиях в подходе к войне также нет однозначности: в иудаизме Бог Израиля «Яхве» ведет войны посредством избранного им народа, а приход миссии царя и освободителя, также сопровождается безусловно военными действиями — но кто заподозрит иудаизм в особой агрессивности?

Считается, что христианство изначально было пацифистским. Мир «Христов» противостоял любым видам насилия. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» — гласит седьмая заповедь блаженств.

И действительно, первоначально христиане уклонялись от всех видов воинской службы, потому что она прежде всего была связана с участием в культах языческих богов, а также поклонение божественному императору. Все-таки когда христианство вначале стало дозволенно, а затем стало официальной религией в римской империи, оно приняло на себе многие функции государства, в том числе и войну.

И вот уже в начале VI века на штандарте императора Константина лабаруме, вышита монограмма Христа. Христианские войны идут в сражение с кличем « с нами Бог и Пресвятая Дева», под штандартами на которых вышиты лики Христа, Богородицы и святых.

Однако в христианстве нет воинственности как таковой, война воспринимается как неизбежное зло, но справедливой считается только та война, которая имеет справедливые мотивы и праведные цели — которую ведет законная власть, а перед этим сделано все, что бы сохранить мир.

В этой связи удивительным событием представляются крестовые походы Средневековья, с их концепцией священной войны, то есть той войной которую ведет сам Бог.

Явной аномалией с христианской точки зрения видится и все европейские религиозные войны, при этом христианство неизменно сохраняет свое миротворческое призвание. И чем дальше, теми больше этот миротворческий потенциал становиться востребованным, по мере того как войны грозят превратиться в глобальную катастрофу.

Ислам часто упрекают в излишней агрессивности, якобы заложенной в его традицию самим «Мухаммедом» — пророком и воином всевышнего. Однако самое криминальное в обыденным сознание понятие «джихад», означает вовсе не священную войну, но усилие(усердие).

Джихад — это прежде всего борьба с собственными страстями, борьба против врага человеческого рода, борьба за жизнь - это защита жизни, чести и достоинства. Павшими на пути джихада ислам считает мучениками веры именно в этом смысле. Духовные лидеры ислама неустанно повторяют о том, что ислам осуждает любые попытки насилия, даже исходя из религиозных соображений, обратное утверждают лишь селекционеры политического мутанта ислама.

Таким образом внутреннее восприятие войны для ислама и для христианства скорее всего сводится к понятиям «брань духовная», то есть борьба за душу и сердце человека. Все формы насилия включая войну, противоречат истинному религиозному мировоззрению. Сохраняя верность своим изначальным усыновлениям, религии удивительным образом развиваются в соответствии с историческим возрастом человечества. Былое религиозное любование военными игрушками, уступает место взрослому и ответственному взгляду на вверенный человеку свыше Мир. Войны не исчезают, но религии явно не на их стороне.

Ваша реакция?