Загадки Большого Сфинкса: правда ли, что он старше Египетской цивилизации
507
просмотров
Большой Сфинкс в Гизе всегда привлекал внимание людей, стремящихся разоблачить ложь «официальной истории». Есть, например, мнение, что египтяне Сфинкса не строили, и что он много старше цивилизации на берегах Нила. Говорят также, что под ним скрывается неразведанная система подземных полостей, и что поверхность стоящего в пустыне гиганта носит следы затопления, — когда-то в далёком прошлом...

Любопытно, что всё это — правда. Сфинкс побывал под водой, и он старше не только Египта, но и человечества. Но это лишь мелкая, маловажная часть правды о Сфинксе. Главное же:никто не знает, что он такое и с какой целью был создан.

Теперь по порядку.

Египтяне Сфинкса не строили, потому что его не строил никто. Гигантская (75х20х20 метров) скульптура в действительности представляет собой естественную скалу. Известняковый останец, возникший миллионы лет назад (точнее сказать нельзя, так как его формирование все эти миллионы лет продолжалось) в результате разрушения породы ветрами и… водой. Сфинкс находится в котловине (и это можно видеть на снимках), недалеко от Нила. В историческое время он периодически заносился песком, но в прошлом, совсем недавнем, но уже, всё-таки, доисторическом, котловина могла затапливаться. Это объясняет как следы воды, так и ориентацию колосса с запада на восток — к Нилу. То есть, по направлению потоков, стекающих с гизейского плато, позже застроенного пирамидами.

Как летописные источники, так и проведённые экспертизы позволили установить, что мысль превратить похожую на лежащего льва скалу в скульптуру пришла египтянам за 26 веков до новой эры. Напрягаться подданные фараонов не любили, и обработке подверглась лишь меньшая часть поверхности монолита: верхняя, выступающая часть под ударами долеритовых молотов превратилась к голову, у основания же рабочие высекли лапки и хвостик. Горизонтальные полосы на боках, отражающие слоистость известняка и контрастирующие с гладкими передними лапами, таким образом, не являются частью художественного замысла или следами разрушения. Они всегда там были.

Неизученная, поскольку неинтересная кому-либо, кроме самых горячих сторонников альтернативы «система подземных полостей» —тоже не рукотворна. Небольшие промытые подземными ручьями карстовые полости в массе известняка — это не просто нормально, но и неизбежно. Трещины и мелкие пустоты есть и в самом Сфинксе.

Минимальной обработкой, — а общие затраты труда при создании скульптуры были не выше, чем при постройке 1 километра римской дороги, — объясняется и непропорциональность Сфинкса: маленькая голова, слишком длинное, расширяющееся к нижней части тело. Египетские мастера умели красиво изображать животных и прекрасно знали, как выглядит лев. Но… природе же не прикажешь. Скала походила на льва лишь очень приблизительно.

...Тем не менее, получилось прекрасно. Сфинкс — одно из величайших творений искусства, производящее неизгладимое впечатление до сих пор. И тем более странной в свете этого выглядит главная загадка скульптуры. Что она изображает — вопрос на миллион. Неизвестно даже, как сами египтяне его называли. В историю Сфинкс вошел под названием, данным греками, хотя на одноимённое чудовище из мифологии эллинов — с орлиными крыльями и женской грудью — он совершенно не похож.

Изображения человеко-львов, старшие, чем Сфинкс, известны в египетском искусстве. Но сведений о том, как подобные существа именовались, и об их роли в мифологии не сохранились. Нет оснований полагать, что роль эта являлась важной, да и лев с головой фараона едва ли тождественен льву просто с человеческой головой. Сфинкс, очевидно, имел некое культовое значение, между лап его даже располагалась часовня. Возможно, посвящённая богу Ра. В эпоху Нового Царства Сфинкс стал считаться ипостасью Гора. Однако, в прочих случаях эти боги в облике человеко-льва не изображались.

Непонятно также, чья, собственно, голова на плечах у Сфинкса. Искусствоведы уверены, что это не некое абстрактное «человеческое лицо», а портрет. И долгое время считалось, что это — портрет фараона Хефрена, в правление которого Сфинкс, скорее всего, был создан. Однако, экспертиза доказала обратное. Сфинкс — точно не Хефрен, следовательно, не фараон и, внезапно, даже не египтянин, а эфиоп или нубиец по происхождению.

Наконец, со Сфинксом связана и техническая загадка. «Фараонская борода» скульптуры, ныне хранящаяся в Британском музее, не являлась частью скалы. Каким-то образом египтяне, изготовив это деталь отдельно, умудрились поднять её и прикрепить к голове статуи снизу. В настоящий момент лицо Сфинкса слишком разрушено, чтобы можно было понять, как они это проделали.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится