Закат античности (ч.2)
475
просмотров
В год сражения при Нетаде (454 г.) Эрелива, любимая наложница германского вождя Теодемера, родила ему сына Теодориха. Через какое-то время юный представитель славного рода Амалов, в соответствии с установленной практикой, был отправлен в качестве заложника в Константинополь ко двору византийского императора, где он прожил до 18 лет.

Продолжение. См. Часть 1

Таким образом, будущий основатель Остготского королевства в Италии, отнюдь не был варваром, явившимся в Рим из диких и дремучих лесов Северной Европы. Он получил воспитание и образование при константинопольском дворе, а его менее цивилизованные предки пришли к границам империи из Причерноморских степей. В 18 лет Теодорих вернулся к своему народу и в 475 г., после смерти своего отца, стал главой рода Амалов. Остготы признали его своим предводителем.

Готский вождь на мозаике Большого императорского дворца в Константинополе

Мир с остготами удалось достигнуть, но он оставался непрочным. Было очевидно, что германцам тесно на отведённой им территории, и они не станут ею довольствоваться. Единственный способ обезопасить пределы Византии от их набегов – это указать Теодориху направление экспансии, выгодное империи. Зенон принимает решение отдать остготам не принадлежащую ему Италию. Он рассчитывал, что возведённый им в сан римского патриция и в принципе согласный на положение федерата Теодорих будет там более удобным правителем, чем совершенно независимый Одоакр.

Монета с изображением императора Зенона

В 488 г. с благословения византийского императора остготы, возглавляемые Теодорихом, вторглись в Италию. Одоакр дал ряд сражений, но был разбит. После взятия Равенны, выполнявшей тогда функции столицы, между ним и Теодорихом было заключено мирное соглашение. Но вождь остготов проявил коварство, во время переговоров Одоакр был убит, после чего Теодорих остался единственным хозяином Италии, а вскоре он стал и её полновластным королём. Когда планировалось остготское вторжение, предполагалось, что Теодорих, хотя бы номинально должен восстановить на захваченных землях власть императора. Но в 491 г.умер Зенон, и вождь остготов посчитал себя свободным от каких либо обязательств по отношению к его наследнику. Готские воины подняли своего предводителя на щит и провозгласили его королем независимого Остготского королевства. В состав этого государства входила не только Италия, но также территории современной Швейцарии, Австрии, южные земли Германии.

Теодорих отдал германской военной знати треть завоёванных земель, стараясь при этом как можно меньше затрагивать интересы римско-италийской знати. Комиссию по переделу земель возглавлял римский патриций. Римляне занимали многие ведущие посты в королевстве. Такое отношение завоевателей к завоёванным может показаться странным. Но хотя германцы вот уже столетие регулярно побеждали Рим, в их сознании он продолжал оставаться непобедимым. В руках завоевателей оказались осколки того, что на протяжении веков внушало им почтительный трепет. И тогда они попытались собрать эти осколки, перенять римский опыт государственного строительства. Политика Теодориха постоянно была направлена на объединение и примирение римского и готского элементов. Сохранилось такое обращение остготского короля к своим подданным: " Вам следует без сопротивления подчиниться римским обычаям, к которым вы вновь возвращаетесь после длительного перерыва, ибо должно быть благословенным восстановление того, что как известно, способствовало процветанию ваших предков. Обретая по божественному соизволению древнюю свободу, вы опять облачаетесь в одеяния римских нравов". Королевские чиновники торжественно уверяли, что «совместное владение имениями принесло согласие: так случилось, что тот и другой народы, живя рядом, по обоюдному желанию как бы слились в единое целое», или, что «раздел третей способствовал объединению не только имений, но и самих душ готов и римлян». Действительность, однако, была не столь лучезарна, и между двумя народами оставалось немало трудноразрешимых противоречий, в том числе и религиозного характера.

Захватившие Италию германцы давно не были язычниками, но не были и правильными католиками. Уже около ста лет они исповедовали христианскую религию в неортодоксальной форме арианства.

Арий

История арианской ереси началась в правление императора Константина, в тот период, когда христианство постепенно превращалось в государственную религию империи. Тогда в Александрии жил священник по имени Арий. Рассуждая о сущности Святой Троицы, Арий пришёл к выводу, что все её ипостаси не могут быть равны между собой. Если Христос является Богом-сыном, то, следовательно, он был рождён от Отца, и значит, было время, когда Сына не существовало. Согласно ортодоксальному христианству Отец и Сын, единосущны, то есть, являются разными ипостасями одного и того же высшего существа. Согласно же учению Ария, Сын подобосущен Отцу, то есть во всём его подобен, но стоит ниже в иерархии. Учение вызвало бурные споры и, в конце концов, было решительно осуждено церковью, как возвращение к языческому многобожию. Его основоположник провёл долгие годы в изгнании, но не остался без последователей.

Среди учеников и последователей Ария был человек, известный историкам лишь по прозвищу, которое дали ему готы – Ульфила («волчонок»). Сведения о его жизни весьма скудны, а настоящее имя затерялось в веках. Судьба этого человека в чём-то зеркальна судьбе Теодориха, хотя он жил более чем на столетие раньше. Ульфила родился в знатной каппадокийской семье (Каппадокия – область в Малой Азии, наиболее цивилизованной части Византии). Но, он был ещё ребёнком, когда его семья была отправлена к готам в качестве заложников, гарантов соблюдения договора. Мальчик вырос среди готов и, видимо пользовался их симпатией (прозвище Волчёнок – весьма почётно с точки зрения древнего германца). Через какое-то время семья была возвращена на родину, и молодой человек поселился в Константинополе, где познакомился с учением Ария, и стал его горячим приверженцем. Позже он принял решения возвратиться к народу, который его вырастил, чтобы нести им свет истинной веры.

Ульфила проповедует готам

Так Ульфила стал «апостолом готов». Он перевел книги Библии на готский язык, и сделал это с большим вниманием к особенностям культуры готов. Собственно, это был не просто перевод, но отчасти языкотворчество. Наречия воинственных и мало цивилизованных германских племен не очень подходили для перевода такой книги, как Библия. Но Ульфила справился с этой задачей, синтезируя несколько готских наречий, и даже образуя новые слова. Созданный им в IV в. перевод Священного писания является древнейшим из дошедших до нас памятников германской литературы. Интересно, что Ульфила не включил в свой перевод Книги Царств, видимо, не желая поощрять воинственность и жестокость готов. Известно, что другие миссионеры, крестившие германцев, часто наоборот выдвигали на первый план ветхозаветные элементы христианства, имевшие больший успех у паствы, чем христианство евангельское.

Но и «Готская Библия» Ульфилы не принесла мира. Миссионерская деятельность её создателя имела широкий резонанс и, в конце концов, привела к тому, что ряд германских племен восприняли христианство в арианском варианте. Результатом был первый серьезный раскол христианской церкви на Западе.

Галло-римское население империи продолжало придерживаться ортодоксального католицизма. Захватившие Италию остготы исповедовали арианство. У этих двух категорий и так было достаточно причин ненавидеть друг друга. Теперь их противостояние приобрело еще и религиозный характер. Король Теодорих стремился погасить конфликт, исповедуя принцип свободы вероисповедания. Сам, будучи арианином, он с уважением относился к римскому папе и часто обращался к нему за советом. Тем не менее, ему постоянно приходилось сталкиваться с проблемой религиозной нетерпимости среди своих подданных.

Веротерпимость короля была в значительной степени вынужденной. Если бы он пожелал навязать религиозную доктрину победителей побеждённым, это вызвало бы ряд сложностей. Наиболее образованные из его подданных были католиками, языком законодательства, управления и культуры была латынь. Тем не менее, речь не идёт о полном отказе остготской знати от собственной культуры, чрезмерное увлечение короля римскими обычаями могло вызвать её неудовольствие. Примечательно, что Теодорих пожелал дать классическое античное образование своей дочери Амаласунте и другим женщинам из рода Амалов, но посчитал его неподходящим для мужчин из той же семьи. Считалось что, римская педагогическая система не годится для воспитания готского воина: «страх перед плёткой учителя приведёт к тому, что они никогда не смогут без страха смотреть на меч или копьё».

Боэций

Тем не менее, римская учёность была в почёте, и при дворе Теодориха сделала блестящую карьеру целая плеяда политических и культурных деятелей из числа тех, кого потомки назовут «последними римлянами». Эти люди как бы создали мост, соединяющий античную культуру и культуру средневековья. Среди них Эннодий – католический епископ и при этом известный в своё время поэт, автор стихов далеко не религиозного содержания; Кассиодор – организатор первого средневекового скриптория – мастерской по переписыванию книг; историк Симмах; автор трактатов по философии, математике и астрономии Боэций. Все эти люди занимали в царствование Теодорих высокие государственные и придворные посты. Правда, судьба двух последних оказалась трагической. Боэций и его тесть Симмах, после того, как долгие годы они пользовались доверием короля, были обвинены в измене, тайных сношениях с византийским двором и заговоре с целью свержения остготского владычества. Любопытно, что обвинение против Симмаха и Боэция было выдвинуто не готами, а представителями враждебной им политической группировки италийской знати. Ныне большинство учёных придерживаются мнения, что обвинение было ложным, но оба римлянина были казнены без суда и следствия в 525 г. Король Теодорих умер в 526 г. Предание утверждает, что он глубоко раскаялся в убийстве двух своих приближённых, и смерть его наступила в следствии тяжких угрызений совести. Как-то раз, во время пира, королю вдруг почудилось, что перед ним на блюде лежит голова Симмаха. Теодорих в ужасе отпрянул от стола и немедленно удалился в свои покои. После этого он тяжело заболел и вскоре скончался.

Гробница Теодориха в Равенне сохранилась и поныне. Она считается наиболее выдающимся архитектурным памятником остготского периода. Гробницу возвели неподалеку от моря на пустынном и открытом берегу, поэтому, не смотря на сравнительно небольшие размеры, она производит внушительное впечатление. В целом сооружение исполнено в античной традиции и является типичным римским мавзолеем. За исключением одной примечательной детали конструкции. Крышей ей служит монолитная каменная плита около десяти метров в диаметре и 2,5 м толщиной. Камень был добыт на противоположном берегу Адриатического моря, в Истрии, там выдолблен для уменьшения веса и доставлен, подвешенный между кораблями, в Равенну. На вершину мавзолея монолит, очевидно, был поднят теми же средствами, какими пользовались при возведении дольменов в доисторические времена. По-видимому, среди готов, еще сохранялись древние строительные навыки, утраченные цивилизованными римлянами.

Гробница Теодориха

Окончание следует: Закат античности (ч.3)

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится