Появление Страны Чудес и ее первых изображений
История, известная миру под названием «Алиса в Стране Чудес», была придумана 30-летним оксфордским преподавателем математики, преподобным Чарльзом Лютвиджем Доджсоном (1832—1898), во время лодочной прогулки по Темзе, которую он совершал вместе с другом Робинсоном Даквортом и сестрами Лидделл (13-летней Лорины, 10-летней Алисы и 8-летней Эдит) — дочерьми декана колледжа Оксфордского университета Генри Лидделла. Барышни скучали, и Доджсон рассказывал придуманные истории о девочке Алисе, импровизируя на ходу — или же на плаву? Настоящей Алисе история с приключениями понравилась, и она попросила записать ее. Доджсон, хоть и не сразу, приступил к работе и начал записывать историю более складным языком, щедро приправляя ее парадоксами, пародиями и иносказаниями. К Рождеству 1864 года подарок Алисе Лидделл был готов — затейливо оформленная рукопись «Приключения Алисы под землей» с 37 иллюстрациями автора: в ранней юности Доджсон, который позже взял псевдоним Льюис Кэрролл, всерьез подумывал стать художником. И, хотя судьба его сложилась иначе, автор «Алисы…» оказался способным изобразить ключевые моменты своего весьма оригинального сочинения.
На рисунках рукописи — «Алиса для Алисы»: типичная викторианская девочка, собирательный образ, в котором нет-нет, да и проглядывают черты реальной барышни Лидделл. Ну, а на последнем из рисунков была совершенно точно изображена настоящая девочка Алиса. Вот только обнаружили это лишь в 1977 году: автор поверх рисунка наклеил фотографию героини, сделанную им самим. Математик и писатель Льюис Кэррол, как признают сегодня, был еще и одним из лучших фотографов Викторианской эпохи. И, хотя эта часть его творческого наследия в наше время вызывает многочисленные дискуссии, выделим главное: фотографии Алисы Лидделл.
Льюис Кэролл: фотография как призвание
Кэрролла приобщил к фотографии его дядя Роберт Уилфрид Скеффингтон Лютвидж летом 1855 года, когда у юноши были каникулы. Через полгода Чарльз пишет: «Написал дяде Скеффингтону, прося достать мне фотографический аппарат, поскольку хочу найти для себя занятие, помимо чтения и сочинительства». Весной в Лондоне состоялась покупка оборудования, и в биографии уже Льюиса Кэролла (в том же году он взял ныне знаменитый псевдоним, публикуя свою поэму), наступает эра фотографии, которая продлилась до 1880 года. Кэролл всерьез думал о том, что фотодело принесет ему заработок, однако быстро стало ясно, что это его увлечение, хоть и серьезное, — все-таки хобби. Кэролл уделял фотографии много времени: утро было отведено преподаванию, вечер посвящен подготовке к занятиям, днем же царила фотография. Он оборудовал фотостудию в Оксфорде над своими жилыми апартаментами, в мансарде, и там хранил всевозможный реквизит — от нарядов до игрушек. К созданию фотопортретов относился очень серьезно: продумывал композицию, расположение героев съемок, их позы, жесты… Кэролла признавали профессионалы — недаром ему соглашались позировать знаменитости, ну, а родители давали разрешение на фотосъемку своих детей (важный момент).
В фокусе - Алиса и ее семья
24-летний Кэрролл встретил в саду детей Генри Лидделла весной 1856 года и попросил у родителей разрешения сделать фото девочек. Алисе тогда было 4 года: очаровательный, непосредственный ребенок. Преподаватель сдружился с семьей декана, он часто бывал у них в гостях: к шуму-гаму будущему писателю было не привыкать — у него было семь сестер и три брата, так что в доме, где было четверо детей, он чувствовал себя, как рыба в воде.
Алиса росла, Кэролл делал новые фотопортреты — не только ее, но и других девочек, отношение с которыми расценивал совершенно однозначно как дружбу. С художественной точки зрения снимки Кэролла — не только детей, но и чинных мужей, почтенных семейств, знаменитостей, — отличает стремление показать характер персонажей, запечатлеть живое мгновение (несмотря на то, что фото — постановочные), умение выстроить композицию — не без театральных эффектов.
Алиса Плезенс Лидделл (Alice Pleasance Liddell. 4 мая 1852 — 15 ноября 1934) была четвертым ребенком в семье — после нее у четы Лидделл еще рождались дети. Из десятерых до 30 лет дожили восемь. У девочки имелись способности к рисованию: ей давал уроки сам Джон Рескин, известный художник и критик. Отец был дружен с прерафаэлитами — как, к слову, и Льюис Кэролл, сдружившийся с Россетти и его семьей и сделавший немало их фотографий.
«Книжную» Алису Кэролл рисовал отчасти по фотографиям девочки, отчасти — с натуры, причем позировала порой не Алиса Лидделл, а ее младшая сестра. Реальная Алиса к тому времени по возрасту переросла свою книжную героиню.
Слухи, домыслы и фото: Кэролл и викторианские нравы
Льюис Кэролл по отношению к барышням — эдакий добрый дядюшка, который развлекает своих юных подружек (в самом обычном значении этого слова). Чаепития, рассказы, безобидные игры, прогулки, а также фотографии — вполне «джентльменский» набор. Детская нагота — символ чистоты и невинности, грация девочек — сродни порханию фей. Таков парадоксальный викторианский базис. Термин «педофилия» появился значительно позже. Однако и в разгар увлечения Кэролла фотоискусством в 1870-х по Оксфорду пошли слухи — где начертаны пресловутые грани приличия и проведена граница между платоническими отношениями и непристойными помыслами? Мерки бывают разными. Ну, а Кэролл всегда испрашивал позволение родителей даже взять ребенка на колени.
Недовольство миссис Лидделл росло, еще и некстати между мужчинами случился спор об архитектурных новшествах, которые затеял декан Лидделл… Мать семейства открыто поговорила с Кэроллом в 1863 году — Алисе было 11 лет (имеется письмо ее сестры Ины на эту тему), и, шокированный подозрениями, Кэролл удалился от семейства. Его визиты в дом Лидделлов прекратились, а встречи с Алисой и другими детьми семейства стали формальными, эпизодическими. Миссис Лидделл, о которой потомки говорят как о «снобистски настроенной», уничтожила большую часть фото сестер и письма Кэролла к Алисе: та уже перестала быть ребенком, и строгие требования викторианской морали вступили в полную силу.
Нашим же современникам не дают покоя пропавшие страницы дневника писателя — записи, сделанные в 1858—1862 годах, были уничтожены
А в фильме BBC о Кэролле, который вышел в 2015 году, идет речь о шокирующем фото: «ню» Лорины, старшей сестры Алисы. Снимок был найден в одном из французских музеев и атрибутирован как сделанный Льюисом Кэроллом. Что касается различных фото других девочек, которые делал Кэролл — он прекратил свои занятия фотоделом в 1880 году и раздал снимки родителям своих юных моделей. Ложку дегтя в репутацию сказочника-математика добавил и Владимир Набоков, автор «Лолиты» — самим фактом своего перевода книги на русский язык: книга «Аня в стране чудес» вышла в 1924 году. Но все это — от прижизненных слухов до посмертных дебатов — случилось значительно позже того времени, когда молодого писателя вдохновляла на написании книг о Стране Чудес и Зазеркалье юная героиня, девочка Алиса. Кэролл рассказывал сказки — вот и все. Никаких иных свидетельств не имеется ни в случае с Алисой, ни в случае с другими девочками.
Взрослая Алиса. Уже не сказка
Последнее фото Алисы Лидделл, сделанное Льюисом Кэрролом, относится 1870 году (оно приведено ниже). Девушке 18 лет, через 10 лет она выйдет замуж за Реджинальда Харгривса — землевладельца, крикетиста, бывшего ученика Кэролла (одного из многих, посещавших его занятия). У четы будет трое сыновей — Алан, Леопольд и Кэрил (полное имя — Кэрил Лидделл Харгривс. Уж не в честь ли Кэролла были даны имена? Лидделлы это отрицали).
Алиса приглашала Кэролла быть крестным их младшего ребенка, однако, узнав, что младенец — мальчик, тот отказался. В судьбе Алисы немало драматичных поворотов: ее дружба с принцем Леопольдом — сыном королевы Виктории, обожавшей книжную Алису и не принявшей настоящую — отдельная история. На свадьбу Алисы Леопольд подарил ей драгоценную подкову, украшенную бриллиантами и рубинами, и позже дал своей дочери имя Алиса. Как звали второго сына Алисы, мы тоже знаем…
Ну, а Льюс Кэролл встречался с Алисой и ее мужем в 1881 году, и после этого записал в дневнике: «Мне нелегко было связать в уме это новое лицо с тем, которое я помню издавна, — этого незнакомца с той „Алисой“, которую я так хорошо знал и любил и которую я всегда буду помнить как бесконечно очаровательную семилетнюю девочку».
На фото выше, которое сделал, конечно, уже не Кэролл — Алиса Лидделл, которая прожила 82 года, на 36 лет пережив писателя. Чтобы расплатиться с долгами после смерти мужа, она была вынуждена продать рукопись знаменитой волшебной сказки — на Sotheby’s за нее дали 15 400 фунтов.
«Шедевр достался американцу Розенбаху, а в 1948 году рукопись была выкуплена и передана в Англию — в знак признания важной роли этой страны в победе во Второй Мировой войне…»
Наследники и наследие Алисы Лидделл
Двое сыновей Алисы Лидделл — Алан и Леопольд, — стали жертвами Первой мировой войны. Они воевали во Франции и Алан погиб на поле боя, а Леопольд умер от ран. Кэрил же продолжил династию. Его дочь звали Мэри-Джейн, а имя внучки (правнучки Алисы) — Ванесса Тайт. В 2015 году она выпустила книгу об Алисе Лидделл «Дом Зазеркалья» («The Looking Glass House»), в которой приводит архивные данные, делится воспоминаниями своей матери и своими собственными мыслями и впечатлениями: «Мой дедушка хранил все реликвии… Все, что ей (Алисе Линделл — прим. ред.) принадлежало. Все, от чеков до свадебных колец… Я могла зайти в комнату и прикоснуться к вещам. Ее перчатки, красивое платье… Он сделал сокровищем саму связь с величайшей детской книгой…»
Большая часть этих вещей, некогда принадлежавших Алисе Лидделл, была продана с аукциона в 2001 году.
По свидетельствам потомков, настоящая Алиса была властной натурой, не чуждой снобизма (она не одобряла брак младшего сына, взявшего в жены вдову с двумя детьми), и, в то же время, с годами она не растеряла живости характера юной Алисы, пленившей в свое время Льюиса Кэролла. «Она пресекла попытки отца моей матери (Кэрила — прим. ред.) стать концертным пианистом — это было его мечтой… И остановила объявление помолвки другого сына, пнув его под столом во время ланча», — пишет Ванесса Тайт. А вот отрывок из письма Алисы к мужу: «Мой Дорогой, я думаю, что ты бы посмеялся, если бы только видел, как твоя жена, будто ребёнок, играет в жмурки». Что ж, Алиса всегда остается Алисой — той самой девочкой, открывшей некогда Страну Чудес.