![Муза Картье и подруга Шанель: почему драгоценные броши привели Жанну Туссен в гестапо](https://homsk.com/upload/media/posts/2021-01/19/muza-karte-i-podruga-shanel-pochemu-dragocennye-broshi-priveli-zhannu-tussen-v-gestapo_1611074554-b.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-01/19/30678-entry-0-1611074554.jpg)
Первые украшения Cartier с мотивом пантеры появились в 1914-1915 годах под влиянием уходящего искусства модерна с ее роковыми красавицами и темным эротизмом. Эксцентричные богачки тех лет любили окружать себя экзотическими кошками и ассоциировать себя с дикими животными, грациозными и смертельно опасными. В то же время именно образы стремительных хищников так любили дизайнеры следующего по хронологии «роскошного» стиля – ар деко. Пантера Cartier появилась в нужное время, став ностальгическим образом для поклонниц модерна и предвосхитив динамизм, страсть и агрессию молодого поколения. Вместе с первыми ювелирными часами, декорированными фигурами пантер, в магазинах Картье появились и рекламные плакаты модного иллюстратора Жоржа Барбье – пантера, возлежащая у ног молодой красавицы.
Появлением этого образа дом Картье обязан Жанне Туссен, которая без лишней скромности называла пантерой себя. Именно она укрощает дикого зверя на рисунке своего лучшего друга Жоржа Барбье.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-01/19/30678-entry-2-1611074554.jpg)
Историю детства Жанны Туссен можно было бы озаглавить так: «Лолита, которая выжила». Жанна родилась в Бельгии, в небольшом городке, известном добычей угля – этот край называли «черной страной». В юном возрасте она была вынуждена бежать из дома из-за домогательств отчима. С набоковской героиней ее роднит и другая печальная история: в тринадцатилетнем возрасте Жанну, едва оправившуюся от побега из дома, вовлек в отношения сорокалетний мужчина аристократического происхождения. Спустя три года он оставил ее в Париже – одну, без знакомств, денег и перспектив. К счастью, девочку поддержала старшая сестра. Со временем сестры Туссен вошли в богемные круги города, подружились с известными поэтами и художниками…
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-01/19/30678-entry-4-1611074554.jpg)
Жанна начала заниматься созданием аксессуаров и преуспела в этом. Ее сумочки с изящной отделкой пользовались большой популярностью у молодых актрис и певиц. А пока она пришивала кружево и бисер к фермуарам, ювелир Луи Картье смотрел на ее лицо на рекламном плакат и понимал, что влюбился в эту женщину, как никогда прежде.
Их роман развивался стремительно, но Картье видел в ней нечто большее, чем просто дерзкую и привлекательную юную особу. Он пригласил ее на работу в отдел аксессуаров – и не прогадал. Туссен умела и любила работать, была умна и изобретательна, а главное – точно знала, чего хотят женщины. Жанна произвела несколько маленьких модных революций – придумала крепления для шарфа, сумки на длинных ручках, увеличила – неслыханное дело! – объемы дамских сумочек. И здесь вновь возникает пантера – Картье не только называл так возлюбленную, но и создал замочек для сумки в форме пантеры специально для нее.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-01/19/30678-entry-6-1611074554.jpg)
Жанна и Луи заключили брак… не друг с другом. Картье женился на венгерской аристократке, с которой его свела семья, и уехал в Будапешт, Жанна же обрела семью (и титул) с бароном – спустя много лет. Однако творчество, объединявшее их, работа всей их жизни была важнее штампов, колец и церковных клятв. В 1933 году Луи Картье передал Жанне Туссен руководство парижским отделением ювелирного дома – на этой должности Туссен оставалась до 1970-х годов.
По-настоящему талант Туссен раскрылся именно в ювелирном дизайне. Она любила эксперименты, ввела моду на желтое золото и фигуративный, образный дизайн – дом Cartier начал выпускать броши в форме птиц, стрекоз и божьих коровок. Одна из таких брошей чуть не стоила Жанне Туссен жизни в годы нацистской оккупации. Она придумала брошь «птица в клетке» и выставила ее на витрину магазина. Проходящий мимо сотрудник гестапо увидел украшение и… все понял. Жанну арестовали. Спасением «пантеры Картье» занималась Коко Шанель – и трудно представить, чего ей это стоило. Весной 1945 года Жанна изменила дизайн броши – теперь птица покидала ненавистную клетку.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-01/19/30678-entry-8-1611074554.jpg)
В послевоенные годы многие ювелирные дома прекратили свое существование или значительно пересмотрели свой подход к производству. Но не Cartier. И после Второй мировой драгоценные пантеры пережили второе рождение. Еще в 1925 году художник Поль Жуве, иллюстрировавший «Маугли», разработал для Картье образ пантеры, которая то и дело появлялась в различных аксессуарах и ювелирных изделиях, но скорее как плоскостной декор.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-01/19/30678-entry-10-1611074554.jpg)
Теперь же появились объемные, сложно сконструированные кольца, колье, броши и браслеты в форме пантер.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-01/19/30678-entry-12-1611074554.jpg)
Туссен водила дружбу со многими богатыми и знатными женщинами. В годы ее работы у Cartier появилось немало новых, весьма состоятельных поклонниц. Например, герцогиня Виндзорская, для которой была создана великолепная брошь в виде пантеры с изумрудным сердцем весом 116 карат и еще несколько «кошачьих» украшений. После этого ювелирный дом буквально завалили однотипными заказами – все хотели точно такую же брошь. Только как у герцогини – и никак иначе! Герцогиня же тем временем любовалась вычурным браслетом в форме пантеры, обвивающей ее руку…
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-01/19/30678-entry-14-1611074554.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-01/19/30678-entry-15-1611074554.jpg)
Настоящий ювелирный «зоопарк» собрала и другая верная почитательница дома Картье – миллионерша Барбара Хаттон, обожавшая драгоценные камни сложных и редких оттенков. В ее коллекции были не только пантеры, но и тигры.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-01/19/30678-entry-17-1611074554.jpg)
Дикая кошка Жанны Туссен остается ключевым символом ювелирного дома. Самые знаменитые украшения с пантерой регулярно перевыпускаются с минимальными изменениями. В 2007 году на презентации новой коллекции ювелирного дома Моника Беллуччи дефилировала с живой пантерой на поводке. А в 2014 году Cartier представили пятьдесят шесть украшений, вдохновленных образами элегантной хищницы.