Багет как искусство: Вива, Италия!
736
просмотров
Италия — родина великих художников, произведений мирового уровня, на примере которых учились многие поколения живописцев. Причем не только картины, но и рамы, в которых красовались шедевры мировой живописи, играли большую роль в восприятии гениальных произведений искусства.

Живопись и багетное искусство шли в Италии рука об руку. Мастера-резчики помогали художникам «одевать» их полотна перед тем, как картины представали перед заказчиками. Сами живописцы также проектировали рамы для своих картин и производили их в собственных мастерских-бодегах. Деревянный багет, созданный с применением старинных традиционных техник по сей день позволяет обрамлять произведения искусства, подчеркивая их индивидуальный стиль, колористику, акцентируя внимание на деталях.

Праобразы современного итальянского багета — резные обрамления иконостасов, которые стали популярны примерно в XI веке. В качестве одного из примеров часто приводят работу итальянца Чимабуэ «Мадонна в славе», созданную в XIII веке. И действительно, рама на этой картине очень похожа на те, которые мы привыкли видеть в любом музее. А начиналось все в эпоху Возрождения, когда художники в качестве основы для картины все чаще стали использовать не доску, а холст, натянутый на подрамник. Края картины надо было защитить от воздействия внешней среды, придать произведению законченный вид. Начавшись с простых планок, картинные рамы вскоре стали отдельным произведением искусства.

Мадонна в славе (Маэста) Чимабуэ (Ченни ди Пепо) 1286

Когда рама становится "окном в божественный мир"

Обрамление картин в Италии, большинство из которых по-прежнему имели религиозный характер и тематику, стало напоминать архитектурные сооружения, во многом повторяя изысканные резные церковные алтари. Рама напоминала стилизованное окно, через которое зритель заглядывал в происходящее на картине действо. Реальный мир объединялся с миром иллюзорным.

Благовещение и Поклонение волхвов Фра Беато Анджелико 1424

Мастера-универсалы и резчики - профессионалы

Естественно предположить, что в это время произошло разделение между художниками и резчиками по дереву. Однако стиль обучения мастеров того времени был достаточно эклектичным, многие живописцы владели навыками скульптора и архитектора, умели резать по дереву и создавать ювелирные украшения. На этих пересечениях жанров и техник рождались исключительной красоты произведения, в которых обрамление в полной мере дополняло картину. Рамы для своих картин проектировали и создавали Брунеллески, Антонио Поллайоло, Андреа Верроккьо, Филиппо Липпи и многие другие мастера эпохи Ренессанса.

Антонио Поллайоло. «Мученичество святого Себастьяна». 1475

Технологии и конструкции итальянских багетов

Технологии и конструкции итальянских багетов

С ростом количества картин на светскую тематику был разработан «кассетный» принцип их обрамления. Узоры для этих рам были попроще и частично копировали изысканные рельефы алтарей. Серийные профили начали изготавливать примерно в XVI веке, в Венето. На слегка выпуклые планки основы с двух сторон приклеивали резные профили, причем внутренний выступал за основу, образовывая «ступеньку», в которую с обратной стороны вставлялась картина. Внешний и внутренний профили могли быть окрашены в разные цвета. Плоскость внутреннего фриза украшали лепными или рисованными узорами. Самыми популярными были двойной гильош (а), стилизованные перья (2), римские мотивы с изображением ангелов (3). Художники часто изображали на рамах виноградные лозы, узоры из дубовых листьев и стилизованных цветов.

Более дорогим вариантом были рамы с резными внутренними фризами. Узоры частично окрашивали или золотили — в зависимости от пожеланий заказчика. Мастера также использовали техники сграфитто (окрашивание в два слоя с последующим процарапыванием верхнего по нанесенному узору), чеканки (продавливание узоров в дереве) и пастильи (рельеф из гипсовых накладок либо же жидкого гипса, наносимого из конуса по эскизу узора). Ремесленники, создающие рамы, практически всегда были мастерами-краснодеревщиками и использовали в своей работе те же приемы, что и при создании изысканной мебели.

Тициан. «Венера и Адонис». 1554. Кассетная рама . Музей Прадо

К середине XVI века в Италии получили большую популярность «рамы Сансовино», названные так по имени главного архитектора Венеции, скульптора Якопо Сансовино. Их отличительной особенностью стали резные элементы в виде симметричных крупных завитков, перемежавшихся изображением человеческих фигур и животных.

Рама , кругом!

К концу эпохи Ренессанса стали популярны рамы тондо, чьи круглые формы использовали, в основном, для обрамления картин, изображающих Мадонну. Эпоха маньеризма принесла с собой новые технические решения при создании рам: они стали составными, очень богато украшались, зачастую повторяя узоры архитектурных решений помещения, для которого была предназначена картина или зеркало. Венецианские зеркала стоили баснословно дорого, и для них создавали собственные рамы, которые были призваны подчеркнуть как престижность самого предмета, так и красоту его обладателя.

Резная рама для зеркала. Липа, полихромная позолота и левкас, расписные детали. Италия, начало XVIIв.

Учесть композицию

Учесть композицию

Барокко внесло свои изменения в стиль оформления рам. Узорные акценты сместились к углам и центру обрамления картин, поддерживая визуальные акценты самого полотна, задуманные автором. Эта рама, созданная специально для картины Гверчино «Ангелы, плачущие над мертвым Христом» (1618), выполнена мастерами Болоньи. Резной бордюр с колокольчиками в центре и на угловых розетках, перфорированные волнистые цветы на фризе и листья на планках подчеркивают горизонтальные и диагональные композиционные акценты самого полотна.

Багет как сменная "одежда"

К концу XVII века итальянская знать полюбила так назывемые аурикулярные рамы. Их особенность — плавность и мягкость форм, а также сходство с металлическими отливками, сделанными из золота. Картины не менялись, а вот раму можно было заказать новую — более модную, подходящую к новому интерьеру.

Караваджо. «Спящий Амур». 1608. Палаццо Питти, Флоренция

Больше рельефа!

Маньеризм постепенно уступил место барокко — на рамах появились выпуклые и вогнутые элементы, идущие от поверхности картины к стене. Они подчеркивали игру света и тени, а также «выталкивали» картину поближе к зрителю.

Артемизия Джентилески. «Юдифь с головой Олоферна». 1625. Институт искусств Детройта

Золото или дерево?

К началу XVIII века моду на картинные рамы стала диктовать Франция. С приходом рококо элементами картинных рам и в Италии стали вензеля, завитки, венки, гирлянды. Все это изобилие деталей отошло в прошлое вместе с ампиром, а классицизм почти лишил рамы узоров, выведя на первое место естественную красоту материала — древесину ценных пород, его неповторимую структуру. Рамы из грецкого ореха почти никогда не подвергали дополнительной покраске — лишь частичной позолоте, настолько красиво было дерево. Тополь использовали для простых и недорогих профилей, багеты со сложным узором изготавливали из липы.

Рафаэль. «Святое Семейство с младенцем Иоанном в пейзаже». Ок. 1516−17. Резная рама из орехового дерева Пьетро Джусти из Сиены, 1853−63 гг.

Учиться у мастера

Парфюмерия или изделия из кожи, ювелирные изделия или произведения живописного искусства — все это в Италии изготовлялось в мастерских, которые назывались «боттега» (ит. botteghe). Во главе боттеги стоял мастер, который принимал к себе учеников — последователей его дела и его традиций. Так, великие художники Возрождения — Боттичелли, Перуджино, Леонардо да Винчи — были учениками в боттеге флорентийца Андреа дель Верроккьо. Ремесленные семейные предприятия ревностно охраняли свои секреты мастерства, а попасть в обучение к известному мастеру было большой удачей. Некоторые ученики работали за еду и кров, другие платили за обучение, а некоторые работали продавцами. Здесь можно было пройти путь от ученика до artigiano — «мастера искусства», и стать artisti — «художником». Все произведения, выходившие из боттеги, несли на себе имя мастера, ее возглавляющего, — а значит, имели высочайшее качество.

Старинная гравюра «Мастерская краснодеревщика»

Современный итальянский багет: продолжение истории

Традиции боттеги живы в Италии по сей день, и многие известные мастерские, производящие багет — семейные предприятия. Изделия, выходящие из этих мастерских, во многом предполагают ручную работу, тщательную отделку, высококлассные материалы и высоко ценятся на рынке. Итальянский деревянный багет считается самым лучшим материалом для изготовления рам для живописных произведений мирового уровня. Названия современных семейных предприятий, изготавливающих багет — Modo Cornici, Salvadori Cornici, IN.CO.M., IPLA, DG Cornici, LM Manfredini — известны всему миру.

Изображения предоставлены компанией "Багетика"

Среди популярных итальянских производителей также выделяются фирмы Smac Cornici, Cioni Cornici, Rosini Cornici, ABITARE, Vivama. Все они предлагают изысканные варианты деревянного багета, в том числе с ручным золочением сусальным золотом — полным или частичным. Для любителей натуральных фактур выпускается широкий ассортимент багета с отделкой «под старину» с эффектами браширования, шебби шик, кракле. Есть интересные варианты в стиле поп-арт и авангард, и, конечно же, нестареющая строгая классика.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится