Владимир Евграфович Татлин (Vladimir Evgrafovich Tatlin; родился 28 декабря 1885 — умер 31 мая 1953) — русский, а также советский художник XX века, график, дизайнер, декоратор. Одна из важнейших фигур русского авангарда, основоположник конструктивизма. Неординарные открытия в сфере искусства сделали творчество Владимира Татлина легендарным. Его картины, выводящие живописную плоскость в трехмерное пространство, несут на себе печать бесспорного таланта. Биография мастера — это художественная манифестация, захватывающий порыв, вечный поиск новых форм выражения.
Биография Владимира Татлина
Владимир Евграфович Татлин появился на свет в Москве 28 декабря 1885 года. С раннего детства мальчик увлекался рисованием. После кончины матери осиротевшее семейство перебралось в Харьков, и вскоре отец женился во второй раз. Отношения с мачехой не заладились, и в 13 лет Володя убежал из дома. Он отправился «на юга», в Одессу, где нанялся юнгой на пароход. После возвращения из плавания юноша переехал в Москву, где перебивался редкими заработками.
Владимир Евграфович Татлин в 1902-м поступил в МУЖВЗ, но год спустя его исключили за плохое поведение. В 1904-м, как студент одесской мореходки, он совершает свое второе в жизни плавание. Страстную любовь к морю художник сохранит до конца дней, а полученные в дальних странствиях впечатления пригодятся ему в работе.
В 1905-1910 годах молодой человек занимался в Пензенском художественном училище. Его любимым преподавателем был Алексей Федорович Афанасьев, знаток фольклора, известный иллюстратор сказок. Именно в Пензе впервые проявилась недюжинная одаренность, развился творческий потенциал самородка.
В 1910-м году Владимир Татлин сблизился с лидером художников-авангардистов Михаилом Федоровичем Ларионовым. Тот «заразил» его импрессионистским настроением, которое впоследствии вылилось в пристрастие к традициям неопримитивизма. В этот же период наш герой стал посещать собрания поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова, Владимира Владимировича Маяковского.
В последующие несколько лет Владимир Евграфович создает самые значительные свои картины — «Матрос», «Продавец рыб», серию «Натурщицы». Эти работы были гениальны, но рамки станковой живописи были слишком тесны для начинающего художника, и с середины 1910-х годов он обратился к иным видам искусства.
В 1914 году, пользуясь удобным случаем, Владимир Татлин на несколько дней едет в Париж, где посещает мастерскую Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Робея, он прикинулся перед кумиром музыкантом-бандуристом, не имеющим никакого отношения к живописи, но при этом успел внимательно рассмотреть работы великого мастера.
Встреча, ставшая для художника эпохальной, вдохновила его на серию «контррельефов» — объемных абстрактных форм, выполненных из разных, абсолютно не сочетающихся материалов. В них закладывался язык будущего прикладного искусства. В 1915-ом работы были представлены на легендарной выставке «0,10», подводящей итоги футуризма. Но шедевр Казимира Севериновича Малевича (Kazimir Severinovich Malevich) «Черный квадрат» затмил остальные экспонаты, в том числе и контррельефы.
Глубоко уязвленный Владимир Татлин обвинил соперника в том, что тот украл его идеи. С тех пор отношения между двумя титанами авангарда, «заклятыми коллегами», переросли в длительное противостояние. Татлин призывал к «осязанию», а Малевич интересовался только формой и цветом. Однажды в пылу спора Владимир Евграфович вышиб из-под оппонента стул, посоветовав ему опереться на «геометрию и цвет».
Октябрьскую революцию Татлин встретил с невероятным энтузиазмом. В период разрухи и голода он упорно трудился над проектом здания-монумента, которое должно было стать символом эпохи. Мечта-утопия — «Памятник III Интернационала» — не была претворена в жизнь, хотя презентацию в ноябре 1920-го посетил сам Владимир Ильич Ленин. В противном случае советские граждане рисковали увидеть высоко в небе вращающуюся спираль 400-метровой высоты с висячими конструкциями внутри… Впрочем, сам автор не замечал в ней никакой странности.
Позже Владимир Татлин задумал еще один несбыточный проект — летательный аппарат «Летатлин», двигающийся по принципу полета птицы. Формы машины были скопированы с эскизов Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). До испытания модели дело не дошло.
В 1930-е годы художник полностью посвящает себя театру. Будучи большим оригиналом, он придумал для одной постановки деревянный занавес, а спектакль «Укрощение строптивой» украсил гобеленами в духе Ренессанса.
За несколько лет до кончины Владимир Татлин покинул театр. Он был невероятно одинок. Гений авангарда умер 31 мая 1953 года в Москве, на его похоронах присутствовало всего 8 человек. Прах художника покоится на Новодевичьем кладбище.
Самые известные картины Владимира Евграфовича Татлина
Большинство живописных произведений мэтра стали знаковыми для русского авангарда. Они написаны в модном тогда экспрессивно-обобщенном, близком к кубизму стиле. Основное выразительное средство мастера — натянутая линия. В числе самых известных картин Владимира Татлина:
- «Матрос (Автопортрет)» (1911) — автор изобразил себя в образе юнги на судне. Последняя буква в слове «Стерегущий» на бескозырке перевернута, как в зеркальном отражении. Небольшие фигурки и пушка на заднем плане создают резкий ритм контуров.
- «Продавец рыб» (1911) — фрагментируя изображение, мастер разделяет его на плоскости. Границы элементов определены тяжелыми контурами. Перспектива перекошена, силуэты фигур и предметов сплющены.
- «Натурщица» (1913) — эта работа — удивительный синтез кубизма, футуризма и примитивизма. Автор выстраивает композицию на ритме линий и пятен, его волнует передача объема на плоскости, а не сама модель.
- «Череп на раскрытой книге» (1950) — натюрморт, созданный в жанре ванитас, говорит о суетности жизни.
Сила произведений Татлина — в максимальной простоте. Художник уникального диапазона, фантастический экспериментатор, он создал новый тип искусства — симбиоз живописи, скульптуры и архитектуры. Его работы послужили источником вдохновения для немецких дадаистов, воспринявших творчество мастера как революцию. Многое из наследия Владимира Татлина потеряно, многое уничтожено, но место лидера авангарда закреплено за ним навечно.