Бегство от реальности Леоноры Каррингтон
515
просмотров
Вся ее долгая жизнь была побегом. Леонора Каррингтон бежала — из пансионов и школ, от семьи и близких, из страны в страну. От правил своего круга. От тоталитаризма и войны. От обыденности. И в конце концов — от реальности нашего мира — в мир снов и невероятных фантазий. Мы собрали дюжину штрихов к портрету Леоноры Каррингтон.

1. «Почерк Леонардо»

— так психологи называют феномен, когда человек пишет справа налево, переворачивая буквы, — так, что прочесть текст можно лишь с помощью зеркала. Сегодня среди специалистов нет единого мнения — является ли это умение признаком одаренности или же просто этапом, через который проходят многие дети, осваивая письмо. Но когда-то это однозначно считалось «меткой дьявола». Поэтому из католической школы (первого учебного заведения, куда отдали десятилетнюю Леонору) девочку исключили — за «дьявольский» почерк и отнюдь не ангельский характер. Исключили и из следующей школы. А из очередной она сбежала сама. Прилежание явно было не в характере Леоноры.

Леонора Каррингтон.

2. Два подарка

Мать Леоноры, Морин, была более снисходительна к странностям дочери, чем отец. Именно мать сделала подарки, которые определили судьбу Леоноры. Сначала Морин купила дочери кисти и акварельные краски, и вскоре девочка поняла, что рисование — самое лучшее занятие в мире.

Вечер в Аркашоне Леонора Каррингтон 1936
Скачки в Гайд-Парке, Лондон Леонора Каррингтон 1930-е
Теплицы в Хэзельвуд-Холле Леонора Каррингтон 1930-е
Выгрузка улова Леонора Каррингтон 1930-е

Позже Морин подарила на Рождество юной Леоноре книгу английского критика Герберта Рида о сюрреалистах. В сборнике была размещена картина Макса Эрнста «Двум детям угрожает соловей». Леонора сразу влюбилась в живопись Эрнста, а некоторое время спустя встретила и его самого.

Свое художественное образование Леонора Каррингтон начала во Флоренции, а продолжила в Лондоне, в Ozenfant Academy. Одна из соучениц Леоноры по Академии пригласила девушку на званый обед, где та познакомилась с Максом Эрнстом. Ему было 46, он был женат, но для Леоноры это не имело никакого значения.

Леонора Каррингтон и Макс Эрнст. 1937. Фото Ли Миллер.

3. Сюрреалист с рождения

Леонора была ровесницей сюрреализма. Само понятие появилось в пьесе Аполлинера в 1917-м — в том же году, когда родилась Леонора. Это направление только утверждалось в европейском искусстве, когда девочка делала свои первые рисунки, вполне сюрреалистические — полные мистики и тайного смысла.

Эмелия Снуд выигрывает конкурс яиц. Леонора Каррингтон. 1932. / Фантастические существа. Леонора Каррингтон. 1932.

Что касается провозглашенных важнейших ценностей сюрреализма — свободы и отказа от всего рационального, — то поведение Леоноры им соответствовало изначально. Что же говорить о ситуации, когда она приехала вместе с Максом Эрнстом в Париж и вошла в круг сюрреалистов?..

Очень скоро Леонору Каррингтон признали не просто музой (как многих женщин в этом обществе), а самобытным живописцем, ее работы демонстрировали на всех выставках сюрреалистов.

Также она пробует себя в литературе, и вполне успешно.

Теплая шапочка для катания на лыжах Леонора Каррингтон 1939

Сальвадор Дали называл ее самой значимой женщиной-художницей, а Андре Бретон включил ее рассказ в свою Антологию черного юмора, и Каррингтон стала единственной женщиной-автором в этой книге.

4. Дом с барельефом

Сначала Леонора и Макс жили в Париже, а в 1938-м Леонора, удачно продав несколько своих работ, купила дом в живописном местечке Сен-Мартен-д'Ардеш на юге Франции. Там они оба много работали, рисовали друг друга и украсили свой дом скульптурами и фресками. В интерьерах появились изображения рыбы, единорога и ящериц, а на фасаде — барельеф. Одна из фигур — мифическое существо Лоплоп, альтер-эго Макса Эрнста, а вторая — женщина с отрубленной головой в руках.

Барельеф на стене дома, в котором жили Леонора Каррингтон и Макс Эрнст. Сен-Мартен-д'Ардеш, Франция.

В этот период Леонора написала одну из самых известных своих работ — Автопортрет (Inn of the Dawn Horse).

Автопортрет. Фрагмент Леонора Каррингтон 1938

5. Зверинец Леоноры

Картины Каррингтон населены животными — реальными и мифическими. Но особое пристрастие художница питала к гиенам и лошадям.

Форт Лодердейл Леонора Каррингтон 1942
Лошади господина Подсвечника Леонора Каррингтон 1938
Лошадь Леонора Каррингтон 1970-е
Великое прощание Леонора Каррингтон 1958
Лошадь в комнате Леонора Каррингтон 1939

В детстве у Леоноры была деревянная лошадка-качалка по прозванию Тартар. Девочка часто каталась на ней, пока отец не решил, что дочь уже слишком взрослая для такого развлечения, и уничтожил лошадку. Такой сюжет присутствует в книге Каррингтон «Овальная леди», а также в некоторых биографиях художницы. И кто скажет — это факт, перекочевавший в литературу, или вымысел, принятый современниками за реальность?

Без названия Леонора Каррингтон 1942

6. Крушение или спасение?

После того, как началась вторая мировая, французские власти арестовали Макса Эрнста как гражданина страны-противника. Проще всего сказать: война разрушила романтическую идиллию. Но с другой стороны, в мемуарах Леонора сама себя подозревала в неосознанном желании избавиться от Макса (мужчины авторитетного и требовательного), как от отца.

Женщина в клетке. Леонора Каррингтон. 1941.

Так или иначе, но Леонора сначала добивалась свиданий с Эрнстом, а вскоре по настоянию друзей покинула Францию и отправилась в Испанию. Она надеялась сделать для Макса визу, чтобы и он мог уехать, а еще понимала, что ей самой, с ее «дегенеративными» (по мнению нацистов) картинами, нужно бежать. Но психическое состояние художницы пошатнулось, и после скандала, который она учинила в посольстве Британии, Леонору поместили в клинику.

Дальнейшие события подробно описаны биографами и Каррингтон, и Эрнста. Ее выпустили из клиники под поручительство представителя семьи, а именно няни, которая прибыла в Испанию… на подводной лодке. Однако освободившись, Леонора бежала от близких и из Европы — в Америку. Эрнст получил свободу и тоже попал из Старого Света в Новый благодаря помощи американки, галеристки Пегги Гуггенхайм.

Акула Леонора Каррингтон 1942,

7. Обмен портретами

Леонора Каррингтон и Макс Эрнст увиделись еще раз в Нью-Йорке. Эрнст к тому времени уже был женат на Пегги Гуггенхайм, Каррингтон тоже успела заключить брак, хотя и фиктивный. Бывшие возлюбленные обменялись картинами. Леонора подарила Максу его портрет, а он ей — полотно «Леонора в утреннем свете». Это была точка в их романе.

Роскошная птица. Портрет Макса Эрнста. Леонора Каррингтон. 1939. / Леонора в утреннем свете. Макс Эрнст. 1940.

8. Жизнь в четырех стенах

В 1947-м в Нью-Йорке, в галерее Пьера Матисса (младшего сына Анри Матисса) состоялась первая значительная выставка Леоноры Каррингтон. Но на открытие экспозиции художница не поехала. К тому времени она вышла замуж за фотографа Чики Вайса и стала матерью двух сыновей. В письме к Матиссу Леонора призналась, что боится внешнего мира и не покидала стен своего дома вот уже два года. Впрочем, позже в одном из интервью она говорила, что не поехала тогда в Нью-Йорк, так как открытие выставки совпало с рождением ее младшего сына.

Чики за все платит (посвящение Чики Вайсу, мужу художницы) Леонора Каррингтон 1944

Британский коллекционер, покровитель и друг многих сюрреалистов Эдвард Джеймс писал, что студия Каррингтон в ее доме в Мехико являла собой смесь кухни, детской, спальни, конуры и склада всяческого мусора. «Беспорядок был апокалиптическим». Художница делала кукол, набивая их кошачьей шерстью, на крыше выращивала марихуану и курила ее вместе с сыном Габриэлем. Она занималась алхимией. Увлеклась картами Таро. И конечно, рисовала, делала скульптуры, коллажи и гобелены, а также писала книги.

Таро Майя Леонора Каррингтон 1965
Плавание. Эскиз Леонора Каррингтон Середина XX века
Без названия (Лицо) Леонора Каррингтон 1980-е
Леонора Каррингтон. Автопортрет с ортопедической скобой Автопортрет с ортопедической скобой Леонора Каррингтон 1973
Предупреждение матери Леонора Каррингтон 1973

9. Каррингтон на подмостках и экране

Леонора Каррингтон оставила след и в театре, и в кинематографе. По предложению своего друга, мексиканского режиссера Алехандро Ходоровски, она написала пьесу «Пенелопа» (на основе своей книги «Овальная леди»), а он поставил эту пьесу на сцене.

Эскиз дизайна сцены Леонора Каррингтон 1969,

В 1973-м режиссер Хуан Лопес Моктесума снял фильм ужасов «Особняк безумия» по рассказу Эдгара По. Леонора вместе со своим сыном Габриэлем создала декорации и костюмы для этой картины.

10. Англичанка, ставшая мексиканкой

10. Англичанка, ставшая мексиканкой Леонора Каррингтон

За долгие годы жизни в Мексике Каррингтон прониклась духом этой страны и сумела стать своей. Если прежде она черпала вдохновение в кельтских легендах, то здесь ее увлек мир ацтеков и майя.

В 2005-м Каррингтон стала лауреатом Национальной премии в области науки и искусства, которую присуждает правительство Мексики.

Танец огня Леонора Каррингтон 1955
Мехико-сити Леонора Каррингтон 2002
Волшебный мир майя. Леонора Каррингтон. 1964. Национальный музей антропологии. Мехико, Мексика.
Вы действительно Сириус? Леонора Каррингтон 1953,
Предки Леонора Каррингтон 1970

В 2018 г. в городе Сан-Луис-Потоси был открыт Музей Леоноры Каррингтон (с филиалом в городке Ксилитла). Музей художницы в Мехико — в доме, где она прожила более сорока лет, — планировали открыть во второй половине 2021-го, но пока точная дата неизвестна.

Лодка цапель. Леонора Каррингтон. Скульптура в центральном дворе музея художницы в г. Сан-Луис-Потоси, Мексика / Крокодил. Леонора Каррингтон. Скульптура на проспекте Пасео-де-ла-Реформа в Мехико, Мексика

11. Леонора – последняя, но не совсем…

Она была женой Макса Эрнста и прожила очень долгую жизнь. Вы полагаете, что это сказано о Леоноре Каррингтон? Не исключено. А может быть, о Доротее Таннинг? В 1946-м Макс Эрнст ушел от Пегги Гуггенхайм к этой женщине и прожил с ней до конца своей жизни.

Макс Эрнст и Доротея Таннинг. 1946.

Доротея также была художницей и входила в круг сюрреалистов. Она прожила 101 год и скончалась в январе 2012-го, через восемь месяцев после Леоноры Каррингтон. Однако большинство СМИ, цитируя друга Леоноры, поэта Омеро Архтидиса, называли ушедшую в мае 2011-го Каррингтон последней из великих сюрреалистов.

Искушение Святого Антония Леонора Каррингтон 1945

12. Каррингтон продолжает вдохновлять

В прошлом году Сеть взорвал 15-минутный фильм Le Mythe Dior, презентующий коллекцию Модного дома сезона осень-зима 2020−2021. По сюжету волшебные наряды от Диора примеряют нимфы, дриады и русалки. Нынешний креативный директор Дома Диор Мария-Грация Кьюри посвятила эту коллекцию женщинам-сюрреалисткам ХХ века, в том числе и Леоноре Каррингтон, работами которой вдохновлялась Кьюри.

Весной 2022 года откроется 59-я Венецианская биеннале. Ее тема — «Молоко снов». Название позаимствовано из книги Леоноры Каррингтон. В центре внимания выставки будет тема изображения тел и их метаморфозы.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится