В древности год был расписан по календарю религиозных праздников. Каждая семья, соседская община, профессиональная или религиозная коллегия имела свой собственный список праздников. По установленным дням эти люди собирались вместе, чтобы вознести молитвы и совершить жертвоприношения своим богам-покровителям. Несколько таких религиозных календарей сохранилось до настоящего времени. Один из них был найден при раскопках римской крепости Дура-Европос в Сирии. Особенность этой находки состоит в том, что она содержит календарь праздников, которые отмечала римская армия.
Римские календари
У римлян существовало несколько различных типов календарей. Самыми известными были календари для публичных дел (fasti). Они перечисляли каждый месяц и день года и отмечали пригодность соответствующего дня для ведения дел, разделяя их на «дозволенные» (fasti) и «недозволенные» (nefasti). К числу таких дел относились народные собрания, судебные заседания, работа рынков и т.д. Фасты могли также предоставлять сведения о религиозных праздниках, но их главным предназначением всё же являлась регламентация общественной деятельности светского характера. С этой целью фасты обычно устанавливались в людных местах, где главным образом и протекала гражданская активность. Известно более 40 находок таких календарей, большинство из которых происходят из Италии и датируются августовской эпохой или правлением Юлиев-Клавдиев. Важно отметить, что все они основаны на гражданском календаре Рима, но с небольшими местными особенностями.
Другие календари включали различные специализированные сведения. Сельскохозяйственные календари (menologia rustica) указывали количество дней в каждом месяце, зодиакальное расположение солнца и отмечавшиеся главные праздники. Рыночные календари (indices nundinarii) содержали расписание работы рынков в сельской местности, которые также регулировались по определённым дням месяца. Астрономические календари фиксировали годовое движение Солнца и планет по зодиакальному кругу и использовались при составлении астрологических гороскопов. Существовали также списки религиозных фестивалей (feriae), которые справлялись в определённой местности, святилище или какой-либо группой — например, религиозной коллегией. Все эти календари также содержали информацию о продолжительности года и о его особых днях, но в разных формах и по разным основаниям.
Feriale Duranum
Одним из наиболее известных списков религиозных фестивалей (feriae) является документ, найденный в 1932 году в римской крепости Дура-Европос на берегу Евфрата в Сирии — Ferialia Duranum. Он был обнаружен в составе архива из 84 документов в комнате W13 храма Аззанатконы — малоизвестной богини местного значения, которой поклонялись женщины из знатных семей Дура-Европоса. В конце II века н.э. часть города, в которой располагался храм, досталась военным. Храм был переоборудован под административное использование. Здесь, вероятно, размещалась канцелярия стоявшей в городе ХХ Пальмирской когорты. В ожидании нападения персов около 254 года крепостные стены Дура-Европоса были усилены массивным земляным гласисом. При его строительстве прилегавшие к стенам дома, в том числе храм Аззанатконы, оказались засыпаны. Считается, что найденные в основании насыпи документы таким способом утилизировали военные, которые не сочли их достаточно важными, чтобы продолжать хранить где-нибудь в другом месте.
Ferialia Duranum представляет собой большой лист папируса высотой 23 см и шириной 120 см с перечнем празднеств, которые должны отмечаться в течение года. Папирус порядком изношен, последние две секции разорваны и подклеены, часть текста сильно повреждена. Документ написан на латыни прописными буквами каллиграфическим почерком. Сохранившийся текст включает 40 строк, хотя первоначальный его объём составлял, вероятно, 68 строк. Его содержание представляет собой перечень дат, расположенных в хронологическом порядке.
Текст разбит на четыре столбца. Первый содержит даты от 1 января до середины марта, второй — от 19 марта до конца августа, третий — от 31 августа до середины осени, четвёртый — до конца декабря. Из-за повреждений четвёртый столбец нечитабелен. Каждая строчка текста содержит дату, причину праздничной церемонии, имя божества или божеств, которых следовало в этот день почитать, а также способ почитания: с помощью молитвы (supplicatio) или совершения жертвоприношения (sacrificium). В качестве жертвенных животных фигурируют бык, корова или вол.
I столбец
1 января — […]
3 января — ради обетов, которые даются за здравие владыки нашего Марка Аврелия Севера Александра Августа и за вечность державы римского народа, [Юпитеру Всеблагому Величайшему — бык, Юноне Царице — корова, Минерве — корова, Юпитеру Победителю] — вол, [Юноне Соспите — корова (…) Марсу Отцу — бык, Марсу Победителю] — бык, Виктории — корова.
7 января — [поскольку почётная отставка с предоставлением (обычных)] привилегий [предоставляется ветеранам, отслужившим свой срок] или (ради) жалования [выплачиваемого солдатам, Юпитеру Всеблагому Величайшему бык, Юноне корова, Минерве] корова, Салусу корова, Марсу Патеру бык.
8 января — в День рождения божественной (императрицы) […], божественной (императрице) […] молитвы.
[9–23] января — в День рождения Луция […] Цезаря, […] Луция […] Цезаря
24 января — в День рождения [божественного Адриана, божественному Адриану бык].
24 января — ради [— и] величайшей парфянской победы божественного Севера и ради [восшествия божественного Траяна на престол, Виктории] Парфянской — корову, божественному Траяну — [бык].
4 февраля — ради восшествия на престол [божественного Антонина Великого (Каракаллы)] — молитвы, божественному Антонину Великому — бык.
1 марта — в день церемонии [дня рождения] [Отца Марса Победителя, Марсу] Отцу Победителю — бык.
7 марта — в день восшествия на престол [божественного Марка Антонина и божественного Луция Вера], божественному Марку — бык, [божественному Луцию] — бык.
13 марта — [поскольку] император [Цезарь Марк Аврелий Север Александр] был провозглашён императором, Юпитеру — быка, [Юноне — корову, Минерве — корову] Марсу быка; [Ради того, что] Александр наш Август был [впервые] солдатами провозглашён императором [за императора Августа Марка Аврелия Севера Александра молитвы […].
[14 марта] — [ради того, что] Александр наш [Август] был провозглашён [Августом и отцом отечества и] Великим понтификом, мольбы [Гению нашего владыки] Александра [Августа бык…].
II столбец
19 марта — в день Квинкватрий — молитвы до 23 марта молитвы.
4 апреля — в День рождения божественного Антонина Великого, божественному Антонину — бык.
9 апреля — ради восшествия на престол божественного Пия Севера, божественному Пию Северу — бык.
11 апреля — в День рождения божественного Пия Севера, божественному [Пию] Северу — бык.
21 апреля — в День рождения Вечного города Рима, [Вечному городу Риму — корова].
26 апреля — в День рождения божественного Марка Антонина, [божественному Марку] Антонину [бык].
7 мая — в День рождения божественной Юлии Мезы, [божественной] Мезе — [молитвы].
[9–11 мая] — в день Розалий, праздника увенчания штандартов — молитвы.
12 мая — в день цирковых игр в честь Марса, Марсу Отцу Мстителю — быка.
21 мая — поскольку божественный Север был провозглашён императором […], божественному Пию Северу.
24 мая — в День рождения Германика Цезаря, вознесение молитв в память о Германике Цезаре.
31 мая — в день Розалий, праздника увенчания штандартов — молитвы.
[9] июня — ради Весталий, Матери Весте — молитвы.
[26] июня — поскольку наш владыка Марк Аврелий Север Александр был назначен Цезарем и облачён в юношескую тогу, гению Александра Августа — бык.
[1] июля — поскольку наш Август Александр был провозглашён консулом в первый раз — молитвы.
[2–5] июля — в День рождения божественной Матидии, божественной Матидии — молитвы.
[10] июля — ради восшествия на престол божественного Антонина Пия, божественному Антонину — бык.
[12] июля — в День рождения божественного Юлия, божественному Юлию — бык.
[23] июля — в день Нептуналий — молитвы (и) жертвоприношение.
[1 августа] — в День рождения божественного Клавдия и божественного Пертинакса, божественному Клавдию — бык; [божественному Пертинаксу] — бык.
[5 августа] — в день [цирковых игр] в честь Салуса, Салусу — [корова].
[14–29] августа — в День рождения Маммеи [Августы], матери нашего Августа, Юноне Маммеи Августы — [корова].
[15–30] августа — в День рождения божественной Марцианы, [божественной] Марциане — [молитвы].
III столбец
[31] августа — в День рождения [божественного Коммода, божественному] Коммоду — [бык].
(…)
[18] сентября — в [День рождения божественного Траяна и восшествия на престол божественного Нервы, божественному Траяну — бык, божественному Нерве — бык].
[19] сентября — [в День рождения божественного] Антонина [Пия, божественному Антонину — бык.
[20–22] сентября — в День рождения божественной Фаустины, божественной Фаустине — молитвы.
23 сентября — в День рождения божественного [Августа], божественному Августу — [бык].
16 Октября – 12 Ноября
IV столбец
[16] Декабря — молитвы
[23] Декабря
Праздники
Состав удостоившихся почестей членов императорской фамилии (20 здравствующих и ранее умерших божественных, в их числе шесть женщин) показывают, что документ был составлен в начале правления Александра Севера, наиболее вероятно, между 223 и 227 годом. Бросается в глаза, что из 40 перечисленных в тексте праздников 27 непосредственно связаны с культом императора, его семьи и его божественных предков:
- 15 дней рождения (dies natales);
- шесть официальных дат вступления на престол, то есть получение первой императорской аккламации (dies imperii);
- три даты посвящены знаменательным событиям текущего царствования: назначение цезарем, первое консульство, провозглашение Августом и получение титула Великого понтифика;
- две даты предыдущего правления: провозглашение Септимия Севера императором и его Парфянская победа.
Можно предположить, что значительная часть несохранившегося текста также увековечивала имена Веспасиана, Тита, Нервы, Луция Вера, Плотины, Сабины, другой Фаустины и Юлии Домны (по крайней мере dies natales и dies imperii), отсутствие которых в начале списка бросается в глаза.
Ко второй группе относятся 11 оставшихся празднеств, взятые из римского гражданского календаря, в том числе общегосударственные моления за здравие императора и за благо империи, день рождения Рима, игры, посвящённые благополучию и здоровью императора, празднества в честь Весты, игры в честь Марса, Нептуналии, Розалии и Квинкватрии. Некоторые из этих фестивалей имели общегосударственное значение, другие оказались в этом списке по менее очевидной причине. Вероятно, такие даты как день рождения Марса, праздник очищения оружия (Квинкватрии) или увенчивания штандартов (Розалии) имели особое значение как раз в военной среде, из которой происходит документ.
Обращает на себя особое внимание сравнительно высокая частота совершения жертвоприношений: 18 праздников, требующих жертвоприношений животных, против 12, предполагающих вознесение молитв. В общей сложности в сохранившихся или восстановленных записях отмечено принесение в жертву 43 животных, в большинстве своём быков или коров.
Официальный документ
Характер этого документа очевиден. Его формат в виде списка фестивалей (feriale), латинский язык текста, выделяющийся на фоне грекоязычной среды восточных провинций, чёткий почерк и характерный шрифт из прописных букв, наконец, его обнаружение в составе архива документов XX Пальмирской когорты говорят о том, что Feriale Duranum являлся официальной копией документа, который рассылался из наместнической канцелярии и предназначался для использования провинциальными гарнизонами. Календарь праздничных дат связан с элементами императорского культа или относится к традиционным римским праздникам. Божества, почитание которых регламентировано документом, являются традиционными божествами-покровителями Рима (Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Виктория, Веста, Салус). Ни восточные мистические религии, которые в это время были широко распространены в Римской империи, ни местные культы, специфичные для жителей Дура-Европоса или Пальмиры, откуда происходили многие солдаты гарнизона, никак не отражены в этом перечне.
В распоряжении историков имеется около десяти списков фестивалей (feriale), которые датируются от эпохи Августа до начала V века. Все они представляют собой очень разные документы, объём и содержание которых могли значительно различаться. Некоторые состоят лишь из нескольких строк, другие включают десятки позиций. Список из Тевесте в Проконсульской Африке, который относится к эпохе правления Каракаллы (211–217), особенно похож на содержание Feriale Duranum. Он содержит приблизительно 64 даты, уложенные в четыре столбца текста по 16 строк в каждом. Из 36 сохранившихся дат 14 приурочены к императорскому культу, пять относятся к римской официальной религии, ещё 16 — к событиям местного значения. Оба документа датируются Северовской эпохой. Заказчиком списка из Тевесте является военный — Гай Корнелий Эгилиан, бывший префект XIII Gemina легиона, уроженец Тевесте и его покровитель.
Солдатский политеизм
Историки конца XIX — начала XX века были убеждены, что армия императорской эпохи во второй половине II — III веке н.э. оторвалась от римской традиционной религии и исповедовала культы, широко распространённые в местах её постоя. Находка Feriale Duranum показывает, что это устоявшееся предположение было ложным. Документ свидетельствует, что солдатам ХХ Пальмирской когорты, размещавшимся на дальнем рубеже империи, приходилось каждый год отмечать день основания Рима, годовщину восшествия на престол правящего императора и его умерших предков, а также праздники из римского гражданского календаря, включая Весталии и Нептуналии. Традиционные римские Юпитер, Юнона, Минерва, Марс и Виктория, а также обожествлённые императоры являлись единственными богами, которым можно было поклоняться в лагере. Власти могли официально признать и даже в некоторой мере поощрять чужеземные культы, но они всё же не являлись частью официальной военной религии.
В то же время за пределами лагеря солдаты могли приносить жертвы любым богам, каким пожелают. Дура-Европос, где исследователи обнаружили календарь, был космополитическим восточным городом, в котором бок о бок существовали святилища Зевса Владыки, Митры, Баала, Артемиды-Нанайи, Атаргатис и Пальмирских богов, а также христианское святилище и еврейская синагога. На штукатурке и стенах зданий остались сотни граффити, значительная часть которых представляют собой посвящения, выполненные на удачу от имени жителей города или солдат гарнизона. Объектом этих посвящений являются как Олимпийские боги греческого или римского пантеона, так и восточные божества местного или чужеземного происхождения. Имена богов и формы посвящения свидетельствуют о глубоком синкретизме и смешении различных культов.
Одним из самых ярких символов политеизма гарнизона Дура-Европоса является фреска с изображением жертвоприношения трибуна Юлия Теренция, командира XX Пальмирской когорты. Фреска запечатлена на северной стене пронаоса храма Пальмирских богов. Юлий Теренций в римской военной униформе изображён в присутствии других офицеров когорты и римских знамён, однако боги, перед жертвенником которых он совершает возлияние, являются традиционной Пальмирской триадой: Баалшамин, Аглибол и Малакбел. Таким образом, с точки зрения заказчика изображения, которым, скорее всего, являлся сам Юлий Теренций, официальный формат запечатлённого мероприятия ничуть не контрастирует с его содержанием, а почитание Пальмирских богов вовсе не мешает отмечать 21 апреля каждого года день основания Вечного города.