Так, в огромной по площади и населению Индонезии взгляды нового национального правительства по поводу развития страны и интеграции всех прежде автономных и полуавтономных феодальных владений в единое государство не нашли поддержки у лидеров некоторых региональных элит. В бывшем султанате Ачех на севере Суматры в 1970-х гг. вспыхнуло сопротивление режиму Сухарто и продвигаемой им идеи «Нового порядка». Повстанцы, бывшие сторонниками очень консервативного исламского течения, вели эффективную борьбу против правительственных сил, и лишь невиданная природная катастрофа положила конец их сопротивлению.
Султанат Ачех до начала восстания
Расположенный на самом севере индонезийского острова Суматра, султанат Ачех (или Аче) возник в XII в., а с приходом европейцев оказался втянут в борьбу за доминирование в большом регионе, ныне обозначаемом обычно как «малайский мир» (Dunia Melayu). Соперниками в борьбе выступили как другие малайские государства, так и европейцы, сначала португальцы, а затем нидерландцы, активно проникавшие в Юго-Восточную Азию и жаждавшие закрепиться там.
Так, с 1524 по 1873 гг. продолжались попытки установить лидерство Ачеха, самая успешная из которых была осуществлена в правление султана Искандера Муда (буквально «Молодой Александр»), сумевшего существенно расширить подконтрольные ему земли, а также нанести ряд болезненных поражений португальцам. Также в его правление ислам стал идеологией сопротивления колонизаторам, сформировав во многом идентичность жителей Ачеха.
До 1903 года Ачех противостоял Нидерландам, методично собиравшим Индонезию как огромное колониальное владение. Эти года пришлись на правление султана Туанку Дауда Суаха. Вторжение в Ачех оценивается некоторыми историками как «крупнейшая, кровавейшая, и самая дорогая военная операция в колониальной истории Нидерландов». В 1903 году султан сдался, но многочисленные исламские учителя продолжали призывать к сопротивлению, что нашло отражение в деятельности ачехца Дауда Бёрё в годы Второй мировой войны. Бёрё и его сторонники сражались как против японских оккупантов, так и колониальной администрации, освободив территорию бывшего султаната.
Интересно, что Бёрё был близок к Секармаджи Мариджану Картосувирьо, который поставил своей целью создание на территории Индонезии исламского государства (Дар-уль-Ислам, или Darul Islam, как стало называться движение, основанное Картосувирьо). Во второй половине 1940- хх, во время антиколониальной войны против Нидерландов и поддерживавшей их Великобритании, ачехцы сражались за независимость Индонезии, но итог борьбы устроил не всех.
Тот же Бёрё, занимавший важные государственные посты, поднял восстание в Ачехе в 1953 году после лишения последнего статуса провинции (произошло его слияние по инициативе президента Сукарно с остальными регионами Северной Суматры) и сражался против правительства вплоть до 1962 года под лозунгом установления исламского государства. По словам современника, ачехцы сражались против «немусульманского правительства в Джакарте… как если бы они организовали новую священную войну против неверующих. Нападая на военные отряды в городах, солдаты «Дарул Ислама» называли национальную армию Индонезии армией неверующих и скандировали религиозный клич: «Аллах велик!»»
В этом случае ислам и сепаратизм на основе видения себя как отдельной нации подпитывали боевой дух жителей провинции. В конце концов, несмотря на централизаторские усилия властей в Джакарте, провинция Ачех сохранила свою приверженность исламскому праву и обычаям, сформировавшимся под влиянием ислама.
Восстание ди Торо
Вплоть до 1970-х гг. Ачех, в общем, мирился с попытками правительства провести реформы в области экономики и социальной сфере. Особенного размаха они достигли в ходе т.н. политики «нового порядка», провозглашённой преемником Сукарно президентом Сухарто. Промышленное развитие страны заставило искать новые источники полезных ископаемых, в том числе на Суматре, причём в Ачехе были в 1972 году обнаружены большие запасы газа.
Контракт на разработку месторождений был заключён между американской корпорацией «Мобил» и индонезийской государственной компаний «Пертамина». Естественно, провинциальная элита была лишена всех возможностей получить с этой сделки хоть что-то. Среди лишившихся прибыли бизнесменов был и некто Хасан Мухаммад ди Тиро, потомок знаменитого во второй половине XIX века ачехского борца против власти Нидерландов Тёнку Чик ди Тиро. Хасан ди Тиро пытался получить контракт на прокладку трубопровода в одной из частей Ачеха, но потерпел неудачу, поскольку тендер выиграла американская компания с помощью, как счёл бизнесмен, подкупа неких госслужащих в Джакарте.
Хасан ди Тиро, несмотря на предков-повстанцев, был вполне инкорпорирован в колониальное общество, закончив Колумбийский университет. Правда, в США в начале 1950-х гг., видимо, будучи ачехским патриотом, он попытался объявить себя посланником исламского государства Дауда Бёрё, за что был немедленно лишён индонезийского гражданства и провёл несколько месяцев в лагере для иностранцев-нелегалов на острове Эллис. Однако затем Хасан ди Тиро одумался и занялся бизнесом и даже утверждал, что имеет близкие деловые контакты с 50 крупнейшими нефтехимическими компаниями США.
Интересно, что лишившись контракта, Хасан ди Тиро, как это ни странно, не стал подкупать в пику американцам какого-нибудь высокопоставленного чиновника в Джакарте, но решил организовать движение «Свободный Ачех» (Gerakan Aceh Merdeka — GAM), наследовавшее идеям Бёрё именно в плане выхода провинции из состава Индонезии. Как потом неоднократно в 1980-е гг. подчёркивали лидеры движения, эксплуатация правительством в Джакарте природных ресурсов Суматры и Ачеха ничем, в общем-то, не отличалась от колониальной эксплуатации этого региона нидерландскими компаниями, а потому т.н. «Индонезия» — лишь прямой наследник колониализма, и 80% её доходов составляет продажа ресурсов именно из Ачеха (что, конечно, являлось преувеличением).
В этом отношении риторика Хасана ди Тиро была далека от прежнего, в духе «Дарул Ислама», противопоставления благородного и сохранившего исламские традиции Ачеха и «безбожных» режимов Сукарно и Сухарто, но наследовала традиции антиколониализма и национализма, допустим, Индии, и повторяла антинидерландские лозунги времён войны за независимость Индонезии.
Первоначально «Свободный Ачех» имел крайне ограниченные силы, численность которых не превышала 200 человек. Движение страдало от недостатка денег и оружия, и было способно нападать только на слабозащищённые объекты — ими почему-то оказывались промышленные объекты по добыче, сжижению и транспортировке газа. Тем не менее, насчитывают около 100 жертв их атак. Среди жителей Ачеха движение не было популярно, и потому оно не пользовалось поддержкой населения на сколько-нибудь крупной территории, что резко снижало шансы на эффективную борьбу против правительственных сил.
Любопытно, что правительство развернуло кампанию по завоеванию «сердец и умов», прокладывая новые дороги и возводя телевизионные ретрансляторы, чтобы пропаганда могла дотянуться до глухих деревушек. Тем не менее, одновременные репрессии против участников «Свободного Ачеха» и членов их семей вкупе с частыми арестами невинных людей приводили скорее к обратному результату. Как бы то ни было, к 1979 году Хасана ди Торо и его сторонников правительственным силам удалось изгнать из страны, а отдельные группы сопротивлялись вплоть до 1982 года.
В 1980-х гг. Хасан ди Торо, обосновавшийся в Европе, откуда он пытался воздействовать пропагандой на ачехское общество, начал получать помощь из Ливии. Надо отметить, что Муаммар Каддафи вообще помогал многим лидерам «третьего мира» разной степени вменяемости — от Иди Амина в Уганде до руководства Фронта ПОЛИСАРИО в Западной Сахаре.
Борьба в 1980–1990-е гг.
Помощь Каддафи не пропала втуне. Хасан ди Тиро сумел добиться отправки в Ачех отрядов общей численностью от 150 до 800 человек, прошедших тренировку в Ливии, которая, тем не менее, отказалась поставлять повстанцам вооружение, но лишь рекомендовала захватывать его у индонезийской армии.
Президент Сухарто в ответ объявил Ачех зоной военной операции (Daerah Operasi Militer — DOM) и ввёл в провинцию дополнительный контингент в 6000 человек. Более 1000 гражданских лиц погибли в ходе контртеррористических действий, а ещё больше, как отмечают исследователи, были арестованы, подверглись пыткам или заключению на длительный срок без предъявления обвинений. Деревенские жители насильно были отмобилизованы в отряды милиции, участвовавшими в создании т.н. «pagar bettis» — буквально, «забора из ног» перед основными антиповстанческими силами.
Подобного рода деятельность принесла свои плоды. Запуганные жители Ачеха старались держаться подальше от сторонников Хасана ди Тиро (он всё это время оставался в Швеции), поскольку до 1998 года на территории проведения военной операции действовали трибуналы, с лёгкостью выносившие смертные приговоры. Хотя общее недовольство правительством росло и количество сочувствовавших делу «Свободного Ачеха» росло, это не слишком помогало повстанцам бороться с войсками. Муаммар Каддафи также прекратил помогать с тренировкой новых бойцов, что существенно ослабило движение.
Смерть Сухарто в 1999 году и либерализация режима в Индонезии привела к росту численности «Свободного Ачеха» до 1000–2000 человек. Контртеррористическая операция была практически свёрнута, и в провинцию начали возвращаться бывшие бойцы. Движение усилило борьбу с войсками, а также нападало на выходцев с Явы, осевших на Суматре, пользуясь контрабандой оружия из Таиланда. Любопытно, что «Свободный Ачех» не забыл и об атаках на объекты нефтегазовой отрасли.
На рубеже 1990–2000-х гг. правительство Индонезии, с одной стороны, пошло на уступки в переговорах об особом статусе Ачеха и его правовой системы, а с другой всё же увеличило до 25 000 человек численность группировки войск. Известно, что в ходе борьбы со «Свободным Ачехом» от рук правительственных сил погибло до 2000–2500 гражданских лиц. В дальнейшем было решено выселить до 120 000 сельских жителей, что серьёзно нарушило линии снабжения «Свободного Ачеха». Кроме того, в провинции снова было введено военное положение.
Повстанцы потеряли влияние в городах и были готовы пойти уже на переговоры о мире, но вмешалась природа. 26 декабря 2004 года землетрясение вызвало цунами, оставившее без крова миллионы людей и ставшее причиной гибели 160 000 человек. Под давлением мировой общественности индонезийское руководство пошло навстречу «Свободному Ачеху» и заключило соглашение, по которому все повстанцы получили амнистию при условии из разоружения. Кроме того, 70% доходов нефтегазовой отрасли оставалось в провинции, все преступления в ходе военных операций должны были расследоваться специальным судом. Джакарта сохранила контроль над обороной и финансами провинции, но Ачех стал пользоваться значительной автономией, причём губернатором провинции избрали одного из членов руководства «Свободного Ачеха». Хасан ди Тиро вернулся в Ачех только в 2008 году, где в 2010 году и умер в госпитале столицы провинции.
«Свободный Ачех» — уникальный случай противостояния между повстанцами-сепаратистами и правительственными войсками, разрешившегося, по большей части, в пользу первых из-за природного катаклизма. Начавшись как попытка бизнесмена отвоевать обратно свой контракт на прокладку труб, «Свободный Ачех», в конечном счёте, достиг успеха за счёт не только действий самих повстанцев, воспользовавшихся помощью третьей стороны, но и непродуманных шагов правительства, своими репрессиями склонившего общество на сторону своих противников.