Брак в Кане Галилейской, Христос в доме Марии и Марты и другие знаменитые библейские застолья в живописи
859
просмотров
Как посидеть, чтобы в процессе никто не лишился головы, не смутился мыслями, не ослаб чреслами и не возлег в неподобающем виде? В свете надвигающихся на нас эпических новогодних застолий не помешает обратиться к опыту библейских банкетов.

Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской

Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской Свадьба в Кане Галилейской Паоло Веронезе 1563

В 1562 году венецианские бенедектинцы заказали Веронезе картину для трапезной аббатства Сан-Джорджо Маджоре. Веронезе создал грандиозное полотно (его площадь около 70 квадратных метров), на котором разместил около 130 фигур. В их числе — известные современники Веронезе (римский император Карл V, его непримиримый оппонент — король Франции Франциск I, султан Османской империи Сулейман Великолепный и другие). На переднем плане в образе музыкантов Веронезе изобразил себя, Тициана, Тинторетто и Бассано — все они одеты по моде тех лет. Столь светская и вольная трактовка библейского сюжета не вызвала умиления у святой инквизиции: через 10 лет, после того как была написана картина, Веронезе пришлось предстать перед судом по обвинению в ереси.
В 1798 году картину вывез во Францию Наполеон, где она и находится по сей день, являясь самым масштабным полотном в Лувре.

Что здесь происходит

На картине Паоло Веронезе — сюжет, описанный в Евангелии от Иоанна: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них».

Иисус поначалу пошел в отказ — нам-то, мол, что, вечеринка не наша, да и не пришло еще время разбрасываться чудесами. Но под давлением матери смягчился и явил собравшимся свое первое чудо — превратил воду (по разным данным от 500 до 720 литров) в вино, чем, конечно, изрядно доставил электорату.

Важная деталь: в отличие от Босха, Вермейена и многих других, писавших Брак в Кане, Веронезе усадил Иисуса во главе стола. Существует (относительно маргинальная) трактовка легенды, согласно которой женихом на свадьбе в Кане и был Иисус. Кажется, именно такой версии придерживался, к примеру, Герард Давид. Впрочем, у Веронезе иной композиционный акцент: усадив Иисуса по центру, он лишь подчеркнул, кто в этой истории главный герой.

Брак в Кане Герард Давид 1500

Мораль

Богословы видят в этом предании глубокий символизм: заступничество Богородицы, освящение таинства брака и даже превращение воды в вино, как смену Ветхого Завета Новым. Впрочем, и без символов и иносказаний это вполне поучительная история. К примеру, распорядитель свадьбы, отведав нового вина, говорит жениху: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». Стоит прислушаться — это тысячелетняя мудрость пращуров. Ну и, конечно, главный урок, который должен извлечь ответственный гражданин: не нужно надеяться, что придет Спаситель и исправит ваши ошибки, у него могут быть дела поважнее. И если вы думаете, что 500 литров хватит, подумайте еще. И возьмите 720.

Питер Артсен. Притча о брачном пире

Питер Артсен. Притча о брачном пире Притча о брачном пире Питер Артсен 1550-е

Голландский художник Питер Артсен приобрел известность благодаря евангельским сюжетам. Увы, многие его работы были уничтожены во время Бильденсторма (иконоборческих мятежей, вспыхнувших во Фландрии в 1566-м). Эта чудом выжила.

Что здесь происходит

В евангелии от Луки Царство Небесное уподобляется брачному пиру: «Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир». Званые продолжали воротить нос — кто-то ссылался на неотложные дела, кто-то внезапно занемог, кто-то попросту отморозился — мол, тут у нас в низине плохая связь, никого нет дома, ваш звонок очень важен для нас, моя секретарша непременно свяжется с вами в четверг. Были и те, кто оскорблял или даже убивал рабов. Тогда царь разгневался, покарал убийц и сжег их города. Послав рабов на дорогу, он велел им звать на пир всех без разбору — блатных, нищих, бесноватых, слепых, некрасивых, любых. Так брачный пир все же наполнился возлежащими. «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных».

Мораль

Здешний образный ряд понятен: Тот, кто предпочтет мирские дела духовному развитию, не попадет в Царство Небесное. И не только евреи. Все, кто явятся на афтерпати, не облачившись в одежды благонравия, фейсконтроль не пройдут (вот почему Артсен и другие изображали изгнанника голым). Есть и другое дно. Во-первых, не стоит пренебрегать дресс-кодом. А во-вторых, если вас приглашают посидеть (или, к примеру, возлечь), не нужно ломаться и заставлять просить дважды.

Диего Веласкес. Христос в доме Марии и Марты

Диего Веласкес. Христос в доме Марии и Марты Христос в доме Марии и Марфы Диего Веласкес 1618

Некоторые искусствоведы полагают, что композицию, в которой на переднем плане еда, а библейский сюжет как бы оттеснен на второй план, Веласкес позаимствовал у того же Артсена. Так или иначе, современники воспринимали эту работу в первую очередь как жанровую сцену. Когда в 1637 году умер владевший полотном Фернандо Афан де Рибера, герцог де Алькала-де-лос-Гасулес, в переписи его имущества картина значилась как «Девушка, толкущая чеснок».

Что здесь происходит

Несколько потерявшийся на фоне чеснока, но оттого не менее важный религиозный сюжет этой картины таков. Однажды Иисус остановился в доме сестер — Марты и Марии. Пока Марта хлопотала, собирая на стол, Мария села у ног Христа и слушала его, затаив дыхание. «Подойдя, Марта сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

К слову, в католичестве Мария из Вифании отождествляется с грешницей, омывшей ноги Иисусу, и с Марией Магдалиной — она считается раскаявшейся блудницей.

В православной традиции обе сестры Марфа и Мария — девушки благонравные, а сюжетная линия с перевоспитанием отсутствует.

Христос у Марфы и Марии Генрих Ипполитович Семирадский 1886

Мораль

Она вполне очевидна. Изберите «благую часть». Включите, например, телевизор (оттуда тоже часто обещают небесное благолепие) и внемлите. Пусть кто-нибудь другой готовит оливье и идет за шампанским.

Питер Пауль Рубенс. Пир Ирода

Питер Пауль Рубенс. Пир Ирода Пир Ирода Питер Пауль Рубенс 1640

Одевать персонажей, живших в Галилее до нашей эры, по европейской моде нового времени, придумал не Рубенс — таковы гости Ирода на полотнах Беноццо Гоццоли, Тициана, Бартоломея Стробеля-мл. и многих других. А вот крышка — изобретение Рубенса. Картину с этим сюжетом художнику заказал крупный фламандский коллекционер Гаспар Роомер, который был чрезвычайно падок на живописные зверства. Рубенс знал, как угодить заказчику. И усилил драматический эффект: его Саломея приподнимает крышку в последний момент, провоцируя любопытство и всеобщую ажитацию. Барышня как бы подает голову Предтечи к столу. Голова святого, а вовсе не омар, — главное блюдо этой каннибальской пирушки.

Что здесь происходит

Мать Саломеи — Иродиада — была замужем за Иродом Боэтом, притом она имела связь с единокровным братом мужа — правителем Галилеи Иродом Антипой. Связь эту публично порицал Иоанн Креститель.

Однажды на вечеринке по случаю дня рождения Антипы Саломея станцевала для виновника торжества. Да так зажигательно, что Антипа пообещал в награду исполнить любой ее каприз. Девушка попросила голову Предтечи.

Антипа был озадачен (чтобы не сказать «огорчен») таким требованием — он знал, что Иоанн — муж праведный и святой. Но слово, данное в присутствии гостей, назад не взял: Иоанн Креститель был обезглавлен.

Мораль

Как бы лихо не отплясывали прелестницы, которых вы пригласили на торжество, какие бы книксены не исполняли, о цене следует договариваться заранее. Чтобы не вышло неловко перед пацанами, и никто не лишился головы.

Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын

Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын Блудный сын Геррит ван Хонтхорст 1623

Уроженец Утрехта Геррит ван Хонтхорст много путешествовал. 20-летним он уехал в Рим (где получил прозвище «Ночной Герардо» — художнику особенно удавались ночные сцены при искусственном освещении), затем жил и работал в Лондоне. По возвращению в Голландию поселился в Гааге. В родной город он окончательно вернулся, когда ему было 62. В определенном смысле ван Хонтхорст — и сам блудный сын. Впрочем, проводил ли он время на чужбине так же весело, как герой его картины, нам неведомо.

Что здесь происходит

В евангелие от Луки притча о блудном сыне начинается так: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться».

Познав нужду и голод, юноша отправился в отчий дом, чтобы покаяться перед отцом и наняться к нему в услужение. Увидев сына, старик бросился к нему на шею и велел слугам принести «перстень ему на палец и обувь на ноги». Он так же велел заколоть упитанного тельца, чтобы веселиться и праздновать его возвращение.

Старший сын, который тем временем упорно трудился и вел праведную жизнь, понятным образом, начал задавать вопросы. Но отец парировал: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Мораль

Суть этой жизнеутверждающей истории — во всепрощающей природе бога, в его безграничной любви и к праведникам, и к грешникам, что нашли в себе силы покаяться. Иными словами, если на корпоративе вы слегка заблудились — попутали, так сказать, берега, не отчаивайтесь, а повинитесь. И если начальник ваш — добрый пастырь, он простит и распахнет объятия и нальет еще.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пир Валтасара

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пир Валтасара Пир Валтасара Рембрандт Харменс ван Рейн 1638

От множества других «Пиров Валтасара» этот отличается (помимо того, что Рембрандт — очевидный гений, а его картина — безусловный шедевр) деталями, к которым художник подошел с просто-таки самоотверженной педантичностью. Рембрандт работал над полотном около двух лет, консультируясь с раввинами еврейской общины Амстердама по поводу деталей одежды, посуды, жестов, бород и, конечно, таинственной надписи. Расположить божественное послание в пять столбцов и три строки художнику посоветовал его приятель и сосед Менасий бен Израиль — полиглот, философ, знаток Торы, человек недюжинной эрудиции. Таким образом письмена обрели необходимую загадочность. Другие художники располагали их традиционно — одной строкой, а то и вовсе писали латынью.

Пир Валтасара Андреа Челести

Что здесь происходит

События этой ветхозаветной легенды разворачиваются в VI веке до нашей эры. Правитель Вавилона — Валтасар — закатил эпическую пирушку, не считаясь с тем, что у стен города уже стояли войска персов. В припадке гордыни Валтасар велел поставить на стол ритуальную посуду из разграбленного иерусалимского храма. После того, как царь и его халдеи вкусили из священной посуды вина, на стене появилась рука господа и начертала огненное послание. Увидев это, Валтасар «изменился в лице своем, и мысли его смутили его, и связи чресл ослабели, и колени его стали биться одно о другое». Казалось бы, все это (как и рука, пишущая на стенах пылающую абракадабру) — обычные дело, если как следует вкусить вина. Но надпись видели и трезвые праведные люди. В их числе был пророк Даниил, сумевший расшифровать послание: если вкратце, бог сообщал Валтасару, что ему (и его царству) — конец. Так и произошло — персы вошли в город, Валтасар был убит.

Мораль

Если по ходу застолья вы ощутили себя царем мира, умерьте гордыню. Не нужно доставать из серванта фамильный хрусталь и разливать напитки в чашки из бабушкиного сервиза. К реликвиям и святыням следует относиться с почтением — лучше запаситесь одноразовой посудой.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря Тайная вечеря Леонардо да Винчи 1498

Роспись трапезной в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, которую Леонардо выполнил по заказу своего миланского покровителя Людовико Сфорца словно туманом окутана конспирологическими теориями, противоречивыми трактовками, анекдотами и легендами. Самая складная из них повествует о натурщике для фигуры Иуды. Леонардо искал подходящую модель так долго, что настоятель монастыря пожаловался Сфорца на лень художника. В ответ тот пригрозил написать Иуду с настоятеля, и жалобы тотчас прекратились. В конце концов, Леонардо нашел на улице пропойцу с подходящей внешностью. Сфокусировав взгляд на неоконченной мурали, пьяница припомнил, что он уже побывал моделью для этой работы. Три года назад (по разным данным да Винчи писал «Вечерю» от 3 до 7 лет), когда натурщик еще не опустился и был певчим в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Что здесь происходит

Исследователи все еще спорят о том, какой именно момент Ultima Cena — последнего ужина — изобразил Леонардо да Винчи. Одни полагают, что это учреждение Таинства Евхаристии: левая рука Христа словно благословляет хлеб — «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Другие уверены, что Леонардо живописал пророчество о предательстве Иуды: «Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня».

Мораль

«Бытовые» выводы, которые можно извлечь из этой поучительной истории могут быть столь же разнообразны, как и трактовки росписи Леонардо.
С одной стороны, ее можно понять как предостережение: в застольном пылу нелишне подумать, с кем преломляешь хлеб. С другой, это вполне обнадеживающий сюжет. Какими бы драматичными ни были события праздничного банкета, какими тяжелыми ни оказались бы его последствия (даже божьему сыну понадобилось три дня, чтобы восстановиться), в конце концов, все будет хорошо. Нужно лишь сохранять надежду и веру.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится