Для французского национального самосознания Арман Жан дю Плесси, кардинал де Ришелье, — фигура символическая, а потому окруженная легендами, за которыми трудно различить подлинные исторические черты. Тем более что сам Ришелье, который одним из первых начал проводить информационные кампании против своих политических противников, много работал над собственным имиджем и отнюдь не собирался исповедоваться перед потомками. Из-за этого мы знаем о нем невероятно много (есть переписка, масса бумаг, множество портретов и так далее) и одновременно чрезвычайно мало.
Легенда 1. Ришелье был влюблен в Анну Австрийскую
Вердикт: это неправда.
Об этом упоминает в своих мемуарах герцог де Ларошфуко, который через много лет после описываемых событий возьмется сочинять «Максимы» и станет главным знатоком душ человеческих. Тем не менее это слух, возможно пущенный и поддерживаемый окружением королевы. Анне Австрийской, безусловно, было выгоднее представляться невинной жертвой, преследуемой отвергнутым любовником, чем участницей нескольких неудавшихся государственных переворотов. Ришелье же, хотя и получил светское воспитание, по всем привычкам был человеком духовного звания, не слишком склонным к романтическим эмоциям.
Легенда 2. Ришелье всегда ходил в красном
Вердикт: отчасти это правда.
Ришелье был клириком, то есть человеком Церкви, поэтому цвет и покрой его одежды определялся традицией и саном. С 1622 года, когда он стал кардиналом, ему полагались пурпурная мантия и шляпа (реальный цвет мог варьироваться от алого до бордового в зависимости от красителя), и именно таким мы видим его на всех портретах. Однако это церемониальные одежды: при дворе и особенно во время военных походов он иногда носил светское платье — это не было запрещено. Есть воспоминание современника о том, как Ришелье гарцует на коне перед войсками в «наряде цвета опавших листьев с небольшой золотой вышивкой», со шпагой на боку и двумя пистолетами, притороченными к седлу.
Легенда 3. Ришелье был совсем старым во время осады Ла-Рошели (а у Дюма молодой)
Вердикт: неправда.
Дюма было важно противопоставить энергичного Ришелье апатичному и скучающему Людовику XIII, поэтому кардиналу в романе на вид не более 36–37 лет. Но речь идет о событиях, происходивших до и во время осады Ла-Рошели, то есть в 1626 году, когда Ришелье был 41 год. Кардинал не отличался крепким здоровьем; его всю жизнь мучили головные боли и нервные проблемы, однако по-настоящему тяжелые болезни начинают преследовать его где-то после 50 лет.
Легенда 4. Ришелье сам командовал войсками во время осады Ла-Рошели
Вердикт: это правда.
Во время осады Ла-Рошели король, который от бездействия впадал в депрессию, оставил общее командование на Ришелье, а сам ненадолго отлучился. Отчасти это было сделано для того, чтобы избежать соперничества между военачальниками, но в любом случае передача столь важных полномочий — редкость. А вот командование отдельными силами не было чем-то исключительным для духовного лица: это доводилось делать и самому Ришелье, и, скажем, его сподвижнику кардиналу де Ла Валетту, который был удачливым полководцем. Конечно, для этого требовалось разрешение (диспенсация) от Ватикана.
Легенда 5. На самом деле он не Ришелье, а Ришельё
Вердикт: можно и так и так.
Зависит от того, говорите вы «20 тысяч лье под водой» или «20 тысяч льё»: проблема одна и та же. В принципе, иностранные слова по-русски обычно транскрибируются, то есть передаются так, как произносятся, поэтому должно быть «Ришельё», «20 тысяч льё» и так далее. Но в XIX веке, когда многие слова и имена входили в русский язык, употреблять «ё» на письме было не принято, отсюда «Ришелье» и «лье». Скорее всего, какое-то время сохранялось французское произношение, но потом оно вышло из обихода.
Легенда 6. Ришелье конфликтовал с Людовиком XIII
Вердикт: скорее, неправда.
Личные отношения между Ришелье и Людовиком для современного человека являются загадкой, которую некоторые исследователи пытаются решать при помощи психоанализа. Если придерживаться фактов, то ответ — нет: конфликтов не было и не могло быть, потому что могущество министра полностью зависело от поддержки короля. В большинстве случаев они действовали сообща, хотя взаимное раздражение, конечно, испытывали.
Легенда 7. Ришелье был очень умный (а Людовик — лох)
Вердикт: это неправда.
Людовик XIII был решительным и воинственным королем. Не стоит забывать, что его отцу, Генриху IV, французский престол достался с большим трудом, поэтому одной из главных задач Людовика было утвердить королевскую власть по всей территории государства, чем он успешно занялся еще до Ришелье. Но король был заикой, крайним мизантропом и, видимо, человеком не слишком обаятельным, что повлияло на его репутацию. Одним из секретов успеха Ришелье оказалась способность отчетливо формулировать политические цели короля.
Легенда 8. У Ришелье была личная гвардия
Вердикт: это правда.
По закону личная гвардия могла быть только у короля. В реальности вельможи всегда были окружены вооруженными сторонниками — это касалось и Ришелье. Но после заговора графа де Шале (собиравшегося убить кардинала), который был раскрыт в 1626 году, король назначил Ришелье охрану — сто конных гвардейцев под командованием капитана. В 1632 году к ним добавились две сотни пеших мушкетеров, затем это число еще больше увеличилось.
Легенда 9. Ришелье был хитрым интриганом
Вердикт: это правда.
В той системе управления государством, которая существовала во Франции в первой половине XVII века, интриги были способом добиться нужного результата с наименьшими потерями, поскольку альтернативой им было прямое насилие. Даже при поддержке Людовика Ришелье приходилось лавировать между аристократическими кланами, в особенности между фракциями, связанными с членами королевского семейства — королевой-матерью, братом короля, который вплоть до 1638 года оставался наследником престола, принцами крови (младшей ветвью Бурбонов). Естественно, он прекрасно владел искусством интриги, иначе его политическая карьера закончилась бы быстро и бесславно.
Легенда 10. Ришелье был гениальным политиком
Вердикт: это отчасти правда.
На этот счет есть разные мнения, особенно учитывая изменившееся представление о политике. Ришелье, безусловно, видел свою функцию в служении государству, и идея государственной надобности для него была оправданием тех решений, которые ему приходилось принимать. В этом смысле он политик в современном понимании слова. Но многое из того, что ассоциируется с его именем, включая союзы с протестантскими странами против Испании и так далее, на самом деле было продолжением политики, начатой при Генрихе IV.
Легенда 11. Ришелье был чудовищным злодеем
Вердикт: скорее это неправда.
В драме Гюго «Марион Делорм» героиня умоляет кардинала о помиловании возлюбленного, приговоренного к казни, но в ответ слышит: «Помилования не будет!» На самом деле помилования были исключительной прерогативой короля, который обычно настаивал на исполнении приговора. С этим во многом связана кровавая репутация Ришелье, поскольку во время его министерства были казнены ряд знатных и влиятельных вельмож: одни — за участие в заговорах (Шале, Сен-Мар), другие — за убийство во время дуэли (граф де Бутвиль). Сам кардинал, по-видимому, предпочитал отправлять своих противников в Бастилию или в изгнание.