Церковь во время чумы.
135
просмотров
Чума, бушевавшая в Европе, многим казалась гневом божьим и началом Апокалипсиса. Церковь легко нашла объяснение болезни и даже воспользовалась ситуацией.

Европа XIV века: приход чумы

Прибыв с Востока, чума, которую прозвали черной смертью, застала Европу не в самом крепком состоянии. Старый Свет всё ещё пребывал в состоянии феодальной раздробленности, что подразумевало бесконечные распри, интриги и непрекращающиеся войны.

Папское государство, центр католической веры, чума настигла в состоянии упадка: как духовного, так и политического. Папы были не в состоянии управлять не только монархами Европы, но даже и своей аристократией. Как итог — «побег» папства в Авиньон, которое позже назовут семидесятилетним «пленением».

Расположение Авиньона и Папской области.

Сама же папская власть всё более стала походить на монархию. Епископы и аббаты больше не избирались местным духовенством, они назначались сверху. Церковь постепенно обрастала необходимыми каждому государству институтами, а бюрократическое влияние папства было таково, что папы контролировали все сферы жизни церкви. Из-за возросших доходов пришлось создать центральный финансовый орган папской администрации, одними из методов пополнения казны которого стала продажа индульгенций, торговля церковными должностями, сборы крестоносной десятины, а также налог, под который попадали лица, имеющие право на получение дохода с церковной должности. И значительная, если не большая, часть этих доходов шла на содержание папского дворца.

Папский дворец в Авиньоне, современность.

В 1347 году в Европу появляется «черная смерть», унесшая практически треть (а по некоторым данным, две трети) населения Европы. Интересно в этом случае поведение церковной верхушки, которой, конечно же, было легко найти объяснение постигшей весь христианский мир катастрофе: от более простых объяснений «за грехи наши» до таких крайних, как второй приход Христа, то есть Апокалипсис.

Тяжелая ноша быть папой в столь непростое время выпала Клименту VI, человеку, оставившему о себе крайне противоречивые воспоминания.

Климент VI, фреска Марио Джованетти в часовне Сен-Марсьяль.

Климент VI

Климент VI (в миру Пьер Роже) был избран папой в 1342 году. Период его правления связан со временем сильного влияния французов на папскую власть. Большинство кардиналов, а зачастую и сами папы, были французами. Практически все духовные должности приближенных папы были отданы его родственникам. Конечно же, политика папского государства в этой ситуации естественным образом была направлена в пользу Франции.

Папа Климент VI остался в истории как покровитель искусств, страстный любитель музыки. Он старался сделать Авиньон столицей искусств, обогатить его культурное наследие.

Сам же Климент VI говорил о себе, что живет «грешником среди грешников», что, впрочем, соответствует репутации, которую он оставил после себя: славный джентльмен, принц, щедрый, покровитель искусств и просвещения, но не святой.

Холокост евреев

Чума вызвала панику. Люди не знали, как бороться с напастью, не знали даже природы болезни. Не было научных обоснований недуга, но активно распространялись мистические версии. Доходило до жутких крайностей: люди, веря, что от чумы можно избавиться посредством передачи её другому, приходили на многолюдные рынки и пытались подловить случайных прохожих.

В поисках виновных во всех бедах общественность обрушила свой гнев на евреев, которых называли проклятым народом за убийство Христа. К сожалению, такая точка зрения была крайне удобна всем, и вскоре во многих европейских городах зажглись костры. Имущество евреев разграбляли, а их самих убивали. Только за год чумы в Италии и Германии было уничтожено около 350 еврейских общин.

Погромы в городах.

Папа Климент VI встал на защиту евреев и выпустил две буллы: 4 июля и 26 сентября 1348 года. Понтифик осудил преследования, угрожая отлучением от церкви всякому, кто посягнёт на жизнь евреев. Он утверждал, что обвиняющие в «черной смерти» евреев сами были соблазнены дьяволом. Он добавлял: «Не может быть правдой, что евреи, совершая такое отвратительное преступление, являются причиной чумы, потому что во многих частях мира та же самая чума скрытым судом божьим поражает и самих евреев, и многие другие народы, которые никогда не жили рядом с ними».

Однако слова папы не возымели должного эффекта. Около 900 евреев были сожжены в Страсбурге. А в Швабии появилось новое христианское течение — флагеллантство (что можно перевести как движение «бичующихся»), которые помимо своего отшельнического образа жизни продолжали охоту на евреев.

Флагелланты, Нюренбергская хроника, 1493.

Флагеллантство

Сторонники движения полагали, что люди заслужили гнев божий как кару за разврат и коррумпированность церкви. Спасение было в отречении от бренного мира и ежедневных молитвах с самобичеванием. Флагелланты верили, что намеренное причинение себе боли разжалобит бога и, увидев их страдания, он оградит их от болезни или поможет излечиться.

Церковь поначалу терпеливо относилась к флагеллантам, но после быстрого распространения нового учения по всей Европе начала активную борьбу с её адептами. Климент VI выпустил буллу, клеймившую всех последователей флагеллантства распространителями ереси.

Питер ван Лар. «Флагелланты».

Юбилей Рождества Христова

В 1350 году Климент объявил юбилей церкви, который раньше праздновался раз в сто лет. Определенные причины, в том числе и экономические (недостаток денег в казне) вынудили Климента VI принять решение о праздновании этого юбилея раз в 50 лет. Вместе с юбилеем понтифик объявил, что каждый, кто умрет от чумы в паломничестве на пути в Рим или возвращаясь домой, обязательно попадет в рай. Это вызвало ажиотаж, и на Рождество Христово в Риме собралось около 1.5 млн человек, к которым позже на Святую Троицу добавился ещё миллион.

Люди шли в Рим в наивной надежде обрести спасение души или хотя бы защиту от чумы. Улицы города в святой праздник омрачились ужасающей картиной: сотни, чуть ли не тысячи трупов, больных, ищущих спасения у папы людей.

Жюль-Эли Делоне. «Чума в Риме».

Папы Климента VI в этот момент и близко не было в Риме. Он ещё в начале эпидемии по совету своих врачей заперся в Авиньонском дворце, окруженный факелами. Позже, правда, Папа скептически отнесется к последней практике (хотя тепло от факелов отпугивало вшей, что не давало активно распространяться чуме). Несмотря на то, что Климент VI был человеком образованным и имел высший духовный сан, он отдавал должное и языческим поверьям: на руке он носил особый изумруд, который, будучи повернутым к югу, якобы ослаблял действие чумного яда, а будучи повернутым к востоку, уменьшал опасность заражения.

А Рим, между тем, переполнялся трупами и… деньгами. В церковь поступили немыслимые по тем временам пожертвования. Люди ради спасения жизни отдавали всё, что было. Церкви удалось собрать 17 млн флоринов (для сравнения: Климент VI полностью выкупил Авиньон всего за 80 тыс. флоринов).

Чума в Европе.

Справедливости ради необходимо отметить, что в Авиньоне Климент VI серьёзно занимался проблемой чумы, пытался найти лекарство, помогал больным, курировал их лечение. Однажды ему даже пришлось освятить реку, в которую позже начали сбрасывать трупы.

В 1350-е чума постепенно начала уходить из Европы. Вскоре за ней последовал и Климент VI. В 1352 году он скончался от многочисленных болезней: от камней в почках до опухоли, которая переросла в абсцесс с лихорадкой. После себя он оставил церковь в не самом лучшем положении, хотя последней ещё только предстояло пережить свои главные потрясения.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится